За год до этого события

Истоки

В северной части Крыма, вблизи мыса Казантип, проходила встреча людей, увлекающихся осознанностью и самопознанием, которую проводил Самир (https://vk.com/iitsall). На этой встрече случай познакомил двух человек — Анатолия и меня.

В то время я был владельцем небольшой студии по разработке сайтов (https://goldconcept.ru/), а Анатолий — исследователь восточной философии и начинающий бизнес-ангел.


Это знакомство породило идею создания сервиса путешествий и аренды жилья в Крыму, потому что в то время там чувствовалась нехватка привычных международных электронных сервисов из-за санкций США.

Уже летом, когда я вернулся в Москву, начались первые шаги по реализации идеи проекта, который изначально был назван “Наш Крым”.

Поиски

До этого я не имел опыта реализации высоконагруженных Интернет-проектов такого масштаба, которым задумывался «Наш Крым». В своей веб-студии мы небольшим числом людей делали и сопровождали лишь небольшие сайты, в основном лендинги для Подмосковных предпринимателей.

Призвав на помощь фул-стек программиста, первое, что мы интуитивно начали делать, – исследовать рынки и выработку концепции. Читалось много аналитических и обзорных статей о схожих действующих проектах. И через месяц исследований идея проекта начала обрастать множеством микросервисов, функций, которые мы считали полезными для потенциальных пользователей.

Набросав предварительный план, мы начали действовать. Программист занялся архитектурой и бекендом, сбором и обработкой некоторой информации занимался контентщик, а я продолжил исследования в полях.

Большую часть осени я путешествовал по Краснодарскому краю и Крыму, где знакомился с местными жителями и представителями рынка отелей и арендного жилья. Этот период открыл нам рынок изнутри и показал то, что важно представителям этого бизнеса. Особо хочется выразить благодарность руководству государственного предприятия «Пансионаты Севастополя» (https://www.sevpansionati.ru/) за открытость и желание поделиться многолетним опытом приёма гостей и ведения дел.

В поездке я параллельно интересовался местами силы, дольменами и храмами. Мой маршрут пролегал из Москвы в Краснодар, затем гора Эльбрус, Адыгея, Сочи и оттуда через Геленджик до Ялты и Севастополя

С разработкой же проекта дела были не настолько хороши. Отсутствие моего опыта руководства подобными проектами давало о себе знать. В написании кода участвовал в основном только один человек, и в команде чувствовалась нехватка рук. У нас были помощники, но их компетенции оказались малополезными. К тому же весь UX/UI-дизайн был на мне, человеке, не имеющим высокой компетенции в этих вопросах. Время шло, прошло уже полгода, а чёткие очертания проекта не проявлялись… Я всё яснее понимал, что нужно что-то изменить в самом подходе ведения дел.

В это же время было решено начать параллельно развивать наше социальное присутствие и создали группы в Яндекс.Дзене и ВКонтакте. В команду проекта добавился редактор и мы начали создавать контент в виде статей, на тематику путешествий и разнообразных достопримечательностей, которые также планировали разместить в будущем сайте.


Перезагрузка

Каким-то январским днём Толя (партнёр и бизнес-ангел проекта) прислал мне ссылку на мероприятие в «Сколково». Это была питч-сессия «ИнвесТОР-IT», на этой встрече опытные инвесторы принимали презентации от молодых стартапов. Встреча проходила, 23 января в Технопарке «Сколково». До этого дня я совсем не смотрел в сторону инвестиций и венчурных акселераторов, а про «Сколково» слышал разве что из новостей. И всё же, посовещавшись, мы решили попробовать заявиться на мероприятие с нашим проектом. После чего мы подготовили презентацию и отправили заявку на участие.

Оказавшись на мероприятии вместе с Толей, мы были словно залётные птенцы в чужом курятнике. Нас, конечно же, выступать не пригласили. И после выступления молодых стартапов мы подошли к одному из организаторов, это был Игорь Калошин, и получили его короткое заключение по нашему проекту и узнали причины, по которым нас не пригласили на публичную презентацию.

Если коротко, то ему и его команде жюри не понравилось название «Наш Крым», которое по их словам негативно воспримется международной публикой, в том числе и инвесторами. Также сам проект и все наши идеи не показались им уникальными и достойными внимания венчурных инвесторов.

Этот момент и стал точкой разворота для меня и для нашего проекта. Мне вдруг стало ясно то, что нужно изменить в моём управленческом подходе, и чувствовалась явная потребность в опыте и знаниях современной стартап-индустрии. С того дня я начал записываться и посещать практически все мероприятия в «Сколково», которые хоть как-то относились к стартапам или управлению проектами.

В этот же период родилось новое название для проекта: «Personal.Guide», что значит – персональный путеводитель. Также мы концептуально сфокусировались на перспективу масштабирования проекта по всему миру.


Шаг назад, два вперёд

Немного позднее, в феврале, также не менее интересным оказался мой личный опыт месячного обучения в школе программирования, организованной Сбербанком (https://21-school.ru/). Изначально я ехал туда за тем, чтобы попробовать себя в разработке программ и алгоритмов, дабы собственными силами способствовать программированию нашего проекта.

В «Школе 21» я познакомился с «кодингом» изнутри, а также с современными методами обучения без учителей и потрясающим примером организации крупной IT-инфраструктуры.

Обучение проходило в Казани и длилось почти весь февраль. И уже примерно на середине курса мне стало очевидным, что программирование – это не моё, и мне хотелось скорее вернуться к проекту с новыми силами и взглядами, в той роли, которая больше по душе – это организация и развитие.


Новое начало

В начале марта я продолжил посещение интересных обучающих мероприятий в Технопарке «Сколково», посвящавшихся в основном управлению, пока на одном из них не познакомился с Мариной Арефеевой, которая организовывала HR-тренинг по управлению командой создания технологического продукта. За два дня тренинга Марина проявила себя интересным спикером и её навыки аджайл-управления, а также опыт анализа и повышения эффективности IT-команд в крупных компаниях пришёлся очень кстати.

Уже на следующий день после тренинга я начал действовать по новому. К тому же, ещё с начала марта мы начали подбирать недостающих сотрудников с необходимыми компетенциями. А благодаря знакомствам Марины, мы дополнительно привлекли в нашу команду специалистов высокого уровня, которые помогли нам быстро решить некоторые фундаментальные вопросы, связанные в с настройкой серверов и подготовкой штатного UX/UI-специалиста в команде.

Дело пошло как по маслу! Настраивались методы удалённой работы и коммуникаций в команде, рисовались новые интерфейсы для нашего базового начального продукта, сервис «Яндекс.Облако» (https://cloud.yandex.ru/) утвердил нам грант на льготную развёртку проекта в их среде. Я чувствовал ясность и гармонию в жизни проекта.

Благодаря тому, что получилось настроить правильную работу команды, я смог полностью переключиться на тщательное исследование рынка и формирование нашей уникальной бизнес-модели. Вообще-то, это тот момент с которого лучше всего начинать стартапы! Применяя технику, которой научился на тренинге с Мариной, я проводил опросы знакомых и постепенно, всё ближе, подходил к сути.


Коронавирус? Нет, не слышали...

Анализируя сегменты рынка, мне стало ясно, что гораздо лучше сконцентрировать ноу-хау проекта до решения одной конкретной проблемы пользователей, и я сосредоточился на этом поиске. Сузив внимание до процесса поиска и подбора жилья, мы выяснили то, что люди несмотря на пандемию Коронавируса продолжают искать и снимать жильё, и в некоторых случаях этот спрос даже вырос.

Благодаря опросам, нам удалось выявить массу сложностей у людей, которые ищут жильё в аренду посуточно или на длительный срок. И постепенно нам открылась наша новая безнес-модель, которая может эффективно решать проблемы при поиске жилья в аренду, а также не имеет сезонности и может работать даже в непростое время эпидемии. Эти открытия подтверждались заявками и звонками людей, которые приходили к нам с временного экспериментального лендинга.

Здесь и пригодился мой опыт разработки сайтов, а также настройки и ведения рекламных кампаний. Реклама оказалась настолько эффективной, что заявки продолжали идти даже когда мы снизили стоимость клика до 1 рубля. Из-за того, что данных было достаточно, нам пришлось остановить рекламу и сосредоточиться над воплощением бизнес-модели.

Отсюда вывод: если дружить с головой, то заработать можно всегда!


Инвестиции и перспективы

Еще в марте, до выявления бизнес-модели, поварившись в сколковской атмосфере мы начали готовить заявку на получения статуса участника проекта «Сколково». Это даёт некоторые преимущества для стартапов, и нам не хотелось упускать эти возможности. К тому же, нам хотелось снизить инвестиционную нагрузку с партнёра Анатолия, и после статуса участника “Сколково” мы планировали заявиться на получение государственных грантов для поддержки стартапов.

Тогда, еще в апреле, нам отказали в присвоении статуса участника «Сколково», аргументируя это отсутствием ноу-хау и перспективы коммерциализации.

Теперь мы поняли, какую колоссальную работу, включая первые продажи и стабилизацию бизнес-модели стоит делать стартапам до того, как имеет смысл подаваться в акселераторы.

Сейчас, когда мы нашли наше ноу-хау и поняли, что нужно делать в первую очередь, чтобы уже в ближайшие месяцы иметь выручку, нам всё стало яснее, спокойнее и увереннее. В настоящее время у нас полностью сформирована необходимая команда, расписан план релизов и параллельно с реализацией готовятся рекламные кампании.

Теперь мы готовы к «Сколково», к рассмотрению инвесторов, к разработке финансовой модели, к участию во всех возможных мероприятиях для стартапов. Путь из проб и ошибок привёл нас к пониманию и ясности.

Надеюсь, наш текущий опыт может быть полезен молодым стартапам, а мы и дальше продолжим делиться открытиями на нашем пути.


--
Сергей Кузнецов,

основатель Personal.Guide