Как известно стоимость аренды офиса в Москве занимает заметную долю в статьях расходов компаний. Особенно если это компания малого бизнеса, индивидуальные предприниматели или московские офисы -представительства региональных компаний России. В результате в следствие разразившегося мирового финансового кризиса, который докатился и до Москвы, предприниматели стали искать пути максимального сокращения расходов и первое что они стали делать, так это сокращать расходы на оплату аренды офисов.

Эта ситуация не осталась не замеченной ведущими риэлторами Москвы которые уже стали осторожно заявлять о наступлении проблем на рынке аренды коммерческой недвижимости. «В силу инерции рынка недвижимости кризисные явления пока еще не нашли своего адекватного отражения в снижении средних арендных ставок, — комментирует Айдар Галеев, Руководитель Департамента коммерческой недвижимости «АКЦ МИЭЛЬ». — Однако, снижение цен на основные товары российского экспорта, проблемы с привлечением внешнего финансирования и макроэкономическая нестабильность уже серьёзно сказывается на планах российских и зарубежных компаний по аренде офисных площадей. В этой ситуации многие компании склонны откладывать решение по аренде вновь вводимых на рынок площадей и даже задумываться об отказе от ряда имеющихся площадей».

Одновременно с этой сложившейся ситуацией на рынке классической аренды офисов в Москве стал набирать обороты новый вид бизнеса - аутсорсинг офисных помещений - аренда рабочих мест в бизнес центрах Москвы.

Это вид бизнеса достаточно популярен в мире. Наиболее известным зарубежным представителем этого рынка в России является компания Regus, которая открыла свои офисы в нескольких городах России. При этом услугами Regus-а в основном пользуются представители иностранных компаний по той причине, что стоимость "фирменной" аренды все-таки достаточно высока для среднего-статического российского бизнесмена.

"Пионером" краткосрочной аренды в Москве считается международная компания Regus, которая пришла на этот рынок в 1998 году, открыв свой первый объект в Санкт-Петербурге. В 1999 году компания уже сдавала офисы в московском "Смоленском пассаже". Опыт мирового гиганта стали перенимать и российские компании. Так, сегодня офис "на час" можно снять в бизнес-центрах Millennium House, "Европа-Хауз", "Даев-Плаза" и "М-Стиль офис", - говорит ведущий консультант отдела брокериджа "МИЭЛЬ-Недвижимость" Сергей Блохин.

Аналогично Regus-у в Москве сейчас действует российский оператор "аренды рабочих мест", компания МикроОфис (www.MicroOffice.ru), которая имеет российскую прописку и ориентирована на рынок потребностей в коммерческой недвижимости средних и малых предпринимателей как Москвы, так и других регионов России, которые планируют открыть своё дело в Москве. Стандартный набор услуг по аренде рабочего места включает офисную мебель, услуги секретаря, который отвечает на звонки и встречает гостей "арендатора", переговорная комната, московский телефон подключённый к офисной телефонной станции, безлимитный доступ Интернет и другие типовые виды офисного обслуживания.

"Спрос на наши услуги за последние месяцы драматически возрос." - говорит генеральный директор компании МикроОфис, Ольга Смирнова. "Сейчас мы открыли второй офис в Москве и думаем, что при таком высоком спросе мы уже скоро откроем и третий."

Учитывая возросшее влияние мирового финансового кризиса на экономическое положение коммерческих предприятий России и как следствие снижение спроса на аренду коммерческой недвижимости сегодня на рынке офисной недвижимости в наиболее выгодном положении оказались арендаторы и собственники готовы предоставлять более гибкие условия аренды. По мнению экспертов компании Blackwood, сейчас удачное время для поиска новых помещений или для пересмотра существующих условий аренды. "Рынок офисной недвижимости входит в стадию, когда условия начинает диктовать арендатор", – считает Марк Форвард, директор департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood.