Ипотечная конкуренция на рынке усиливается. Борьба за заемщика разгорелась нешуточная, но банки-лидеры своих позиций не сдают. Остальным кредиторам достаются крохи с барского стола. Зато заемщики в этой ситуации могут выиграть.

Государство постоянно подкидывает дров в ипотечный рынок, не давая ему спокойно себе тлеть. Два года назад застройщики и банкиры зазывали клиентов на «семейную ипотеку» под 6% годовых. С Нового года появился новый продукт – сельская ипотека под 3%. Сейчас новый мотиватор – ипотека без названия со ставкой до 6,5%. «Семейная ипотека» практически «вылетела» из заманчивых предложений банков – почти по такой же ставке дают обычный кредит, который не требует рождения никаких детей. Но несмотря на накал страстей главные игроки рынка не сдаются и не собираются отдавать без боя ипотеку своим конкурентам.

Какие программы способны изменить расстановку сил на ипотечном рынке

Лидеров по сути всего два – Сбербанк и ВТБ. Они занимают более 80% ипотечного рынка. Другие банки стараются изо всех сил придумать конкурентные предложения и отхватить хоть несколько крошек с этого малорискованного стола. Чаще всего игра идет на уровне ставок, но и тут с лидерами крайне сложно соревноваться. Так, «Промсвязьбанк» (ПСБ) предлагает госипотеку по ставке от 6% годовых. « Сбербанк запустил акцию «Дисконт к электронной регистрации», что позволяет снизить ставку на 0,3% при электронной регистрации. Соответственно, ставка по господдержке будет всего 6,1% годовых, то есть вполне конкурентна ставке 6% от ПСБ» , – отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова .

«На фоне лидеров другие банки имеют довольно скромные ресурсы, так что занять сопоставимую долю рынка они не смогут. По итогам 2019 года на все частные банки пришлось всего лишь около 15% в общем объеме выдачи ипотеки. Даже госбанк, занимающий третью позицию в тройке лидеров (Газпромбанк), отстает от Сбербанка более чем в 10 раз, – рассказывает директор по маркетингу ГК «Красная стрела» Марина Агеева . – Кроме того, крупнейшие банки имеют удобные и хорошо известные на рынке недвижимости онлайн-сервисы, чем не могут похвастать другие банки. Часто сотрудничество складывается там, где взаимодействовать с партнером, возможно, чуть менее выгодно, зато удобно и надежно. Например, Сбербанк дает не самую низкую ставку на рынке, но имеет всем известную систему «ДомКлик» и «Сервис электронной регистрации права» .

Практическую выгоду может получить от «сельской ипотеки» Россельхозбанк, который освоил из 1 млрд субсидий государства на эту программу 780 млн. «У Россельхозбанка есть большие шансы нарастить объем выданной ипотеки, т.к. помимо «Семейной» у них есть программа «сельская ипотека», которая быстро стала востребованной у покупателей недвижимости. Это позволит банку войти в тройку лидеров , – считает Надежда Калашникова. Правда, никакой заслуги самого банка в этом не будет, просто повезло.

«Если говорить о программе Россельхозбанка, с которым мы тесно сотрудничаем , – говорит кредитный брокер компании «ФАКТ» Екатерина Лубяная . – Банк, у которого есть уникальная от всех других программ ставка, получит повышение спроса и прирост объемов кредитования. Каким будет этот прирост, будет зависеть и от размера бюджета, субсидирования и от ресурсов банка. Так, например, «сельская ипотека» имеет ограниченный бюджет, и как только он будет исчерпан, программа будет приостановлена. Сбербанк за 8 часов с момента запуска «сельской ипотеки» 20 мая под 3% принял годовой лимит заявок, установленный Минсельхозом РФ. Прием заявок Сбербанком завершен. Россельхозбанк продолжает работу по этой программе, срок принятия решения выше, срок проведения сделки дольше». Помимо финансирования нужно учитывать, добавляет эксперт, что есть определенные требования к объектам по территориальному признаку, по участникам сделки. « Любая уже одобренная банком заявка будет проходить финальное согласование Минсельхозом. Поэтому часть заявок с положительным решением по заемщикам до подписания кредитного договора может не дойти» , – предупреждает Екатерина Лубяная .

«Ряд банков, безусловно, сможет улучшить свои внутренние показатели относительно результатов прошлого года. В том числе и за счет «демпинга» ставок. Например, банк МКБ предлагает ипотеку под 5,9% на весь срок кредита. Что касается «Сельской ипотеки» от «Россельхозбанка» под 2,7% – она очень востребована, но сильно ограничена лимитом средств, выделенных государством на субсидирование ставки. Так что это история про бег на короткую, спринтерскую дистанцию», – говорит Марина Агеева.

Как меняют рынок маркетинговые ипотечные ставки
Банки-нелидеры, впрочем, не сдаются. Ипотека – очень привлекательный продукт, на котором можно хорошо заработать. Поэтому в мае на рынок «рванули» в большом количестве специальные предложения. Трудно сказать, работают ли такие заманухи, но по-другому заявить о себе в информационном пространстве на фоне лидеров практически невозможно.

Так, «Петербургская недвижимость» совместно с «Альфа-банк» предлагает ипотеку по ставке 0,01%, то есть по сути бесплатно. Акция действует на покупку квартир в 15 жилых комплексах от компании Setl City, ее условия предполагают, что почти нулевая ставка будет действовать до конца года, а потом вырастет до 6,5%.

Лидеры, впрочем, также не почивают на лаврах. Банк ВТБ запустил совместную с застройщиками программу субсидированной ипотеки, по условиям которой в первый год ставка составит 0,5%, потом 6,5%.

Банк «ДОМ.РФ» в партнерстве с застройщиками запустил ипотеку по ставке 2,9% годовых, которая действует лишь в период строительства. Нюанс заключается в том, что программа доступна для покупки квартир в жилых комплексах, которые возводятся с использованием эскроу-счетов.

Заемщик от таких предложений вряд ли сильно выиграет, но может немного сэкономить по крайней мере в первые месяцы. В любом случае сегодня покупатель квартиры в ипотеку может выбрать самые выгодные для себя условия, если сможет разобраться во всех нюансах ипотечной программы.

«Можно сказать, что любой банковский продукт, который пользуется популярностью, имеет свои фишки. Это может быть упрощенный комплект документ для одобрения, скидки к ставке по клиентам банка или «молодым» семьям, сам сервис банка, его доступность и открытость для клиентов , – говорит Екатерина Лубяная . – Но не всегда фишки банка можно узнать из рекламы, часто- это дело опыта и практики» .