Начало работы реформы

Новые правила обращения ствердыми коммунальными отходами отразились на жизни россиян в 69 регионах страны. Реформа была вызвананеудовлетворительной экологической ситуацией с утилизацией бытового мусора, егоизбыточным накоплением на существующих мусорных полигонах и другими проблемами.Вводя реформу, россиянам пообещали своевременную и качественную услугу по вывозу бытовогомусора, ликвидацию несанкционированных свалок, новую систему ответственностидля нарушителей и даже — новую отрасль по переработке твердых коммунальныхотходов.

Однако, оказалось, чтопервый месяц реформы не везде прошел одинаково удачно. В первую возникаютвопросы у жителей многоквартирных домов в крупных городах. После новогоднейночи мусорные контейнеры оказались переполненными, а у кого-то они вообщеисчезли. Первые впечатления о реформе выясним у эксперта рынка ЖКХ АлександраКостюкова. По мнению эксперта, большинство потребителей не проинформированыо реформе.

Новая метла

Региональные операторы,которые с началом реформы стали отвечать за вывоз отходов и их утилизацию, —это, в основном, новые игроки на рынке. Мусоровывозящие компании сталиподрядчиками региональных «мусорных» операторов.

Комментируя ситуацию первогомесяца 2019 года, Александр Костюков допускает, что регионы Россиисегодня можно разделить на две основных категории: в которых «мусорные»операторы смогли договориться о сотрудничестве со старыми мусоровывозящимикомпаниями и в которых не смогли.

Анализируя открытыеисточники, читаем новости, что в Самарской области, например, — частьмусоровывозящих компаний получила от нового регионального оператора не совсемрыночное предложение о подряде, предпочли ликвидироваться, а мусорные контейнеры,которые ранее стояли во дворах жилых домов, исчезли. В Красноярске во дворах домов левобережной части города послепразднования Нового года мусор не вывозили несколько дней, а «мусорный»оператор оправдался тем, что ему не знаком фронт работ. В Волгоградской областииз-за завалов мусора вообще призывали ввести режим чрезвычайной ситуации. ВКалининграде оператор, приступивший к работе еще в декабре 2018 года, выставилквитанции по устаревшей базе данных потребителей. А в Оренбуржье срочнозакупили 10 тысяч новых контейнеров для сбора мусора, но и этого количества нехватило для наведения порядка.

Старая услуга в новой форме

Особенностью «мусорной» реформы стало отнесение услуги по вывозу мусора ккоммунальным услугам. Ранее она относилась к жилищным услугам, и выполнялась жилищнойуправляющей организацией за счет платежей населения по строке в квитанции«Содержание жилья».

С началомреформы ставка платы за вывоз и утилизацию мусора ушла из платы за содержание иремонт жилья. Вместо нее появилась новая коммунальная услуга — «обращение с твердыми коммунальнымиотходами». Управляющие организации перестали отвечать за эту услугу.

— Перевод услуги по вывозу бытовых отходов в категорию «коммунальнойуслуги» нужен был для обоснования изъятия этой услуги у управляющих организацийдля передачи «мусорным операторам», — комментирует Александр Костюков.

Везде по-разномуметут

По словам руководителя инвестиционной компании в сфереЖКХ Александра Костюкова, вРоссии достаточно много регионов, где перебоев с вывозом мусора в новом годузафиксировано не было. Это Хакассия, Ульяновская, Новосибирская области идругие регионы. Там власти заранее провели детальную подготовительную работу сперевозчиками, благодаря чему удалось избежать проблем. Сказалось и то, что 16регионов России начали «мусорную» реформу еще в 2018 году, к новогоднимкатаклизмам там уже было все «отрепетировано». В городах федерального значения— Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — «мусорная» реформа отложена доначала 2022 года, уточняет Костюков.

С 1 января 2019 года субъекты РФ должны были начать работать с бытовымиотходами по новым правилам, но не все из них успели выстроить нужную систему:отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,установить экономически обоснованные тарифы, объяснить изменения населению. Поэтой причине в конце 2018 года Госдума предоставила таким регионам отсрочку до2020 года. Среди них, например, Омская область. Такиерегионы, как Владимирская и Курганская области,Забайкальский край решили воспользоваться отсрочкой. Поэтому в этих регионахначало реформы тоже отложено.

В Астраханской и Ивановской областях и в Краснодарском крае, например,региональные операторы заработали одними из первых в стране и первыми испыталина себе новые правила.

Договорной бум

С появлением в каждом регионе «мусорного» операторапоявилась задача заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами. Многие эксперты до сих порспорят, должны ли ТСЖ или управляющие компании заключать с региональнымоператором договор. Региональные министерства ЖКХ посвятили этой теме в январенемало пресс-конференций и провели разъяснительную работу. Вот основные тезисы.

По Жилищному кодексу, — объясняет Александр Костюков, — исполнителемкоммунальной услуги до сих пор остается управляющая организация. Эта нормазакона не отменена, она действующая. В то же время действуют нормы закона о«прямом» договоре между потребителями и ресурсоснабжающими организациями.Обращение с твердыми коммунальными отходами подпадает под ихдействие, и получается, что за действия регионального оператора перед жителямимногоквартирных домов по-прежнему отвечает управляющая организация, хотя пофакту она теперь мусор не вывозит и это теперь зона ответственности «мусорного»оператора.

Такое положение дел эксперт объяснил особым«правозащитным» статусом жилищной управляющей организации, которая обязаназащищать потребителей коммунальных услуг и отстаивать их интересы перед«ресурсниками».

Эксперт уточнил, что к новым правиламприменимы нормы, в которых оговорены правила предоставления коммунальных услуггражданам, они предусматривают заключение договоров, выраженных не в формеустного или письменного волеизъявления, а в поведенческих актах, которые однозначноподтверждают желание гражданина установить определенные правоотношения.

— Представьте, что между «мусорным»оператором и потребителем ранее отсутствовал договор на оказание услуги повывозу и утилизации твердых коммунальных отходов. Но первая изсторон услугу предоставила, а вторая ее оплатила, тем самым по умолчаниюподтвердив свое желание пользоваться этой услугой, — приводит пример Александр Костюков. В связи с нововведениями, договор с региональным «мусорным» оператором на обращение с твердыми коммунальными отходамидолжен заключить не только каждый владелец квартиры, но и каждый собственникжилого дома.

— Обеим сторонам договора по вывозу отходовдается возможность перейти на прямые договора, но установлена определеннаяпроцедура, — уточняет Александр Костюков.— Заявление на заключение договора «мусорному» оператору должны подать илисобственники квартир, или управляющая организация. В этом случае заявлениедолжно быть рассмотрено не позднее 15 дней. Но и сам «мусорный» оператор можетнаправить в адрес собственника или управляющей компании оферту в формеуведомления.

При отсутствии договора между региональнымоператором и управляющей организацией договор на оказание услуг считаетсязаключенным между оператором и каждым из собственников помещений вмногоквартирном доме, причем, — напрямую.

Ценареформы

Говоряо стоимости, которую потребители теперь будут платить за вывоз мусора, Александр Костюков обратил внимание наизменение методики расчетов. При старой системе стоимость платежарассчитывалась от площади квартиры. Теперь же плата будет взиматься отколичества прописанных в квартире жильцов.

Для примера, Екатеринбург. Там ежемесячную ставку пообращению с твердыми коммунальными отходами утвердили в размере148,62 рубля с каждого проживающего в квартире человека, включая младенцев.Семье из трех человек, таким образом, нужно платить по 578,43 рублей в месяц заутилизацию своих бытовых отходов. А у тех, у кого есть дача в деревне, — еще по132,57 руб. в месяц. За год вышеупомянутая семья обязана будет отдать«мусорному» оператору около 7000 рублей.

— Единственная область, в которой непроизошло удорожания вывоза мусора, — констатирует Александр Костюков. — этоУльяновская.

Сейчас начало февраля, потребители началиполучать первые квитанции, и люди не понимают суммы. Для нормализации эмоциональногофона желательно допустить общественных экспертов к публичному обсуждению стоимости«мусорного» тарифа, норм накопления отходов и дать возможность потребителямконтролировать качество услуг.

Преодоление трудностей

Заканчивая анализ первых недель 2019 года,эксперт ЖКХ отрасли Александр Костюков признал, что понадобится еще немаловремени, пока жители населенных пунктов увидят положительные изменения. Многимлюдям еще предстоит осознать, что обязанность содержания контейнернойплощадки, как общедомового имущества, осталась на собственниках.

— Региональный оператор несетответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами только с моментазагрузки мусора в мусоровоз, — уточнил Александр Костюков. Среди трудностей,которые вынуждена преодолевать «мусорная» реформа,- это отсутствие достаточной разъяснительной работы среди населения, нехватка информациио потребителях и состоянии контейнерных площадок.