Абхазия и Южная Осетия могут вступить в Союзное государство, считает российский политолог Игорь Шатров 

Союзное государство в нынешней его форме – это не то, чего ждали граждане двух стран при его создании. Это не уникальное международное образование на карте мира, а всего лишь средней эффективности интеграционный механизм, облеченный в некое подобие политической формы. Созданное в 1996 г. Сообщество России и Беларуси, позднее трансформировавшееся в Союз Беларуси и России (1997-99 годы) и, наконец, Союзное государство, договор о создании которого опубликован 8 декабря 1999 года, содержали в своем идеологическом фундаменте память по безвременно почившему СССР и некие ностальгические ожидания реванша. Если СНГ стало формой цивилизованного развода стран бывшего СССР, то Союзное государство тогда виделось как первый камень в фундамент возрожденного Союза. На самом деле, и российское, и белорусское руководство уже давно отказалось от планов по созданию единого государства. Лукашенко при каждом удобном случае напоминает об этой перемене. В России принято стыдливо умалчивать, что задуманное не получилось. Поэтому у наших граждан иногда возникают иллюзии о наличии у России единой государственности с Белоруссией. Политическое руководство страны не подготовило откровения на этот счет и к 10-летнему юбилею Союзного государства. Не думаю, что это означает, будто старые планы получили новую жизнь. 

Союзное государство по причине наличия «родовых трамв» идеологического характера оказалось еще и несовершенным механизмом. Это стало видно даже неспециалистам, когда в полной мере заработал механизм Евросоюза. По окончании Второй мировой войны в Европе задумались над проблемой: как, сохранив национально-государственную идентичность, расширить рынки сбыта товаров и услуг? Тем самым одновременно и гарантировав европейские страны от рецидивов прошлого, сняв с помощью экономической интеграции опасность возникновения у кого-либо новых претензий на политическое господство. Достичь этого можно было, в частности, за счет открытия экономических границ. Так и поступили. Что повлекло за собой впоследствии снятие ограничений на перемещение граждан. Это, соответственно, потребовало унификации законодательной базы не только экономического, но и социального характера. И так далее.

Европа, прошедшая долгий путь от Европейского объединения угля и стали (1951 год; Франция, Италия, ФРГ, Бенилюкс) до Евросоюза (согласно Лиссабонскому договору на 1 декабря 2009 года 27 стран), в итоге нашла свой вариант интеграции. ЕС тоже не лишен огрехов и мин замедленного действия, заложенных при создании. Но важно, какая идея лежала в основе создания Европейского союза. Политические механизмы возникали в нем по ходу, в процессе, как обеспечивающие экономическое развитие, а не наоборот. При создании авторы опирались на идею общего экономического развития, движения вперед, а не на идею реконструкции, политического реванша, консервации прежних достижений. Это была, выражаясь в модных сейчас терминах, чисто модернизаторская, а не консервативная идеология. ЕС (в отличие от Союзного государства) оказался тем самым уникальным международным образованием, государства - члены которого со временем отказались от определенной части суверенитета ради создания политического объединения с общей структурой управления. Евросоюз до последнего времени сочетал в себе одновременно признаки и международной организации, и государства. 

На евразийском пространстве такой современной, более качественной, чем Союзное государство, основой для общего будущего сейчас видят Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Кстати, договор о Таможенном союзе был подписан главами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в том же 1999 году, только чуть раньше - в феврале. На фоне празднования 10-летия Союзного государства, наконец, произошло и долгожданное подписание пакета документов, регламентирующих запуск Таможенного союза. Единая таможенная территория начнет функционировать уже с 1 июля 2010 года. В Таможенный союз войдут Россия, Белоруссия и Казахстан. Открытие для бизнеса трех стран потребительского рынка емкостью в 170 млн человек должно стать серьезным шагом на пути создания также заявленного в 1999 году ЕЭП, полноценную работу которого страны-участницы обещают уже через два года. 

Означает ли это, что Союзное государство должно повторить судьбу СССР? Если даже и так, сомневаюсь, что это произойдет в ближайшие годы. К современному своему состоянию Европа шла, как я сказал выше, с 1951 года. За это время на континенте создавались и ликвидировались различные политические и экономические союзы и объединения стран прежде, чем Евросоюз стал тем, что мы сейчас видим. Но и нынешнее его состояние не вечно. Изменения на восточных границах ЕС будут заставлять и эту, казалось бы, стабильную систему экономических и политических отношений, регламентируемых едиными нормами и правилами, модернизироваться. Так и Союзное государство даже при эффективности Таможенного союза имеет шанс продолжить свое существование и найти новых участников. Его миссией в будущем может стать, например, выравнивание экономик стран-участниц с целью последующего вступления государств в тот же Таможенный союз. Лидеры, по крайней мере, двух стран – Абхазии и Южной Осетии – уже делали осторожные заявления по поводу возможности вступления в Союзное государство. С признанием их независимости Белоруссией такой вопрос может появиться в повестке дня.

О «Ливадийском клубе»

Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия: 
- связи с общественностью (PR), 
- связи с государственными органами (GR и лоббизм), 
- аналитика и экспертиза, 
- организация мероприятий, 
- поддержка международного сотрудничества, 
- тренинги.

Вопросы и заявки на интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru