Игорь Шатров о Договоре о европейской безопасности: «Европа не созрела для такого сотрудничества!»


Дмитрий Медведев продолжает развивать наступление на внешнеполитическом фронте, предлагая новую архитектуру глобальной безопасности. Договор о европейской безопасности заполняет вакуум, возникший после разрушения двуполярной, блоковой системы сдержек и противовесов. В случае принятия он мог бы стать фундаментом, на котором базируются прочие мировые институты, многие из которых также требуют обновления. 

- Как Вы оцениваете проект Договора о европейской безопасности, подготовленный Москвой? Какие цели преследует РФ, продвигая идею о новой архитектуре безопасности в Европе? 

- Весьма точно охарактеризовала инициативу президента Дмитрия Медведева по созданию новой системы евроатлантической и евразийской безопасности заместитель главы грузинского МИДа Нино Каландадзе. Напомню, она заявила журналистам, что этим документом Россия желает продемонстрировать НАТО собственную силу. Она сказала, что «России нужен такой механизм безопасности, который даст ей возможность иметь какие-нибудь механизмы блокирования – либо право вето, либо механизм, при котором она сумеет определять правила игры, или быть стороной, принимающей решения». Каландадзе также посетовала, что в рамках ОБСЕ и ООН Россия принимает те решения, которые ее устраивают. В рамках же НАТО это ей недоступно, именно поэтому Медведев и предлагает «смешать так называемые hard и soft security и разработать новый механизм, в рамках которого Россия сама будет определять правила, либо, как минимум, будет их соопределителем». 

Все верно! Удивляло, если б Россия не двигалась в этом направлении и, будучи европейской державой, но не будучи включенной в европейскую систему безопасности, и дальше бы мирилась с таким положением вещей. Играть по чужим правилам – удел слабого. Сильный задает свои. 

- Каковы плюсы и минусы разработанного Москвой Договора о европейской безопасности? 

- Плюсом, а точнее, новеллой данного Договора является расширение зоны безопасности, а также демократичность предлагаемых процедур принятия решений. Сделан серьезный шаг по созданию более широкой, чем существующие, модели коллективной безопасности, включающей евроатлантическое и евразийское пространства. 

Минусы – в том, что Европа еще не созрела для объединения систем коллективной безопасности с Россией. Объективно жалко интеллектуальных затрат. На мой взгляд, пока вся эта суета – сродни метанию бисера перед свиньями. 

- Как Вы оцениваете перспективы Договора? Какой реакции международного сообщества Вы ожидаете на появление названного проекта? Какие страны и международные организации могут поддержать данный проект, а какие, напротив, выступят против его принятия? Будет ли он принят Европой? И почему?

- Всему свое время! Я полагаю, что некое осознанное обсуждение может начаться в странах старой Европы. Но пугливая реакция младоевропейцев будет превалировать в публичной плоскости и формировать у граждан представление о якобы имеющемся отторжении Европой российских инициатив. Поэтому я не вижу перспектив для скорого принятия подобного документа. Я вижу предложенный Договор как площадку для обсуждения инициатив в области безопасности, на которой Россия будет выступать модератором. При этом надо осознавать, что, предлагая европейцам в качестве участников Договора уже существующие международные организации – СНГ и ОДКБ, мы не упрощаем процедуру возможного расширения поля безопасности. Напротив: у наших потенциальных партнеров по Договору такой подход может вызвать дополнительные опасения, так как названные организации воспринимаются как исключительно пророссийские.

О «Ливадийском клубе»

Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия: 
- связи с общественностью (PR), 
- связи с государственными органами (GR и лоббизм), 
- аналитика и экспертиза, 
- организация мероприятий, 
- поддержка международного сотрудничества, 
- тренинги.

Вопросы и заявки на интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru