Статьями 13 и 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что за совершение коррупционных правонарушений физические лица несут:

уголовную,

административную,

гражданско-правовую

дисциплинарную ответственность.

Юридические лица, в интересах или от имени которых данные правонарушения совершались - административную либо гражданско-правовую ответственность.

Таким образом, законодатель выделяет две самостоятельные правовые ветви ответственности (физических и юридических лиц) за полномасштабные нарушения, посягающие на основы государственной деятельности, нарушающие нормальное функционирование органов, учреждений, организаций, подрывающее их авторитет, препятствующее здоровой конкуренции и затрудняющее экономическое развитие.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 292 (служебный подлог).

За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.

К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т.е. более 1 млн рублей) наказывается штрафом в размере от 3 до 5 млн рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки.

Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одна из которых – ст.19.28 – предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.

Так, статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 миллионов рублей (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 миллионов рублей).

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего - за счет соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом в статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Кроме того, для всех должностных лиц, государственных и муниципальных служащих действующим федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе», предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции.

К числу дисциплинарных взысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи с утратой доверия.

Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушения запретов и ограничений, установленных законом.

Главный специалист-юрисконсульт юридического отдела департамента строительства Кемеровской области Третьяк А.А.