Статьями 13 и 14 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействиикоррупции» предусмотрено, что за совершение коррупционных правонарушенийфизические лица несут:

уголовную,

административную,

гражданско-правовую

дисциплинарную ответственность.

Юридические лица, в интересах или от имени которыхданные правонарушения совершались - административную либо гражданско-правовуюответственность.

Таким образом, законодатель выделяет двесамостоятельные правовые ветви ответственности (физических и юридических лиц)за полномасштабные нарушения, посягающие на основы государственнойдеятельности, нарушающие нормальное функционирование органов, учреждений,организаций, подрывающее их авторитет, препятствующее здоровой конкуренции изатрудняющее экономическое развитие.

Уголовная ответственность за совершениекоррупционных преступлений предусмотрена рядом статей Уголовного кодексаРоссийской Федерации, в том числе статьями 290 (получение взятки) и 291 (дачавзятки), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышениедолжностных полномочий), 292 (служебный подлог).

За совершение коррупционных преступленийпредусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательныеработы, исправительные работы, лишение свободы.

К примеру, получение взятки в особокрупном размере (т.е. более 1 млн рублей) наказывается штрафом в размере от 3 до 5 млн рублей, или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет,или в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до70-кратной суммы взятки.

Специальная административнаяответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумястатьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однаиз которых – ст.19.28 – предусматривает ответственность исключительно дляюридических лиц.

Так, статья 19.28 КоАП РФ предусматриваетответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересахюридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данноеправонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100миллионов рублей (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 миллионоврублей).

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливаетответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшегогосударственного либо муниципального служащего, а именно за нарушениепредусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу такихслужащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, дляюридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Также нормами Гражданского кодексаРоссийской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность закоррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба,причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконныхгосударственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами изкорыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решенийдолжностного лица незаконным.

Установление гражданско-правовой ответственности закоррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические илифизические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционногодеяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущихответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматриваетответственность за вред, причиненный государственными органами, органамиместного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего - засчет соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданскогокодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицув результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органовместного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе врезультате издания не соответствующего закону или иному правовому акту актагосударственного органа или органа местного самоуправления, подлежитвозмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственноказны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казнымуниципального образования.

При этом в статье 1070 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненныйнезаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратурыи суда.

Кроме того, для всех должностных лиц,государственных и муниципальных служащих действующим федеральнымзаконодательством, в том числе Федеральными законами «О государственнойгражданской службе» и «О муниципальной службе», предусмотрена дисциплинарная ответственностьза нарушения законодательства о противодействии коррупции.

К числу дисциплинарныхвзысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгийвыговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение онеполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Однако наиболее строгим дисциплинарнымвзысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи сутратой доверия.

Данная мера ответственности применяется кгосударственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированиюконфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего,осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушениязапретов и ограничений, установленных законом.

Главныйспециалист-юрисконсульт юридического отдела департамента строительстваКемеровской области Третьяк А.А.