Визитная карточка 

 

Бесчётнов Константин Викторович родился в 1975 году в городе Чирчик Ташкентской области Узбекской ССР.

Образование: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, специальность «Финансы и кредит».

 

В 1994 году вошел в соучредители Издательского Дома «Третий Рим», специализирующегося на автомобильной тематике (позже ИД стал основой существующей сегодня группы компаний «Третий Рим»).

 

С 1997 по 2007 год являлся директором по управлению проектами ООО «Издательский Дом «Третий Рим».

 

С 2003 года – член Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов (НГПК).

 

С 2005 по 2007 год занимал пост президента Некоммерческого Партнерства «Альянс собственников среднего бизнеса».

 

2 декабря 2007 года был избран депутатом Государственной Думы от политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА / ПЕНСИОНЕРЫ / ЖИЗНЬ».

Состоит в Комитете ГД по экономической политике и предпринимательству. Курирует Новгородскую, Калининградскую области и Пермский край. 

 

 

Константин Викторович, на Ваш взгляд, каковы основные меры, которые должно принять Правительство РФ, чтобы вывести страну из кризиса?  

 – Четко понять, как, за счет чего и куда двигаться далее, какими инструментами и какую модель экономики строить. Кризис – это в первую очередь, стагнация мышления: не крах, не конец света, не паника. Как только поймем, сырьевой мы придаток мира либо инновационный локомотив, кризис закончится. Пока четкой стратегии по выходу из сложившейся ситуации ни у федерации, ни у регионов, ни у муниципальных образований нет. На мой взгляд, есть два пути движения: либо продолжать торговать нефтью и газом, либо начинать формировать новые рынки, новые условия, новые валюты, подключая интеллектуальные ресурсы страны для того, чтобы в посткризисный период все это эффективно оздоровило экономику и использовалось в широком масштабе. Не устаю повторять, что эпоха глобальной нестабильности – это колоссальные возможности, которые позволяют стране выйти на новый  уровень. Для этого необходима более гибкая, активная политика. К примеру, есть идея создания региональной валюты. Считаю ее здравой и перспективной. Региональная валюта необязательно должна быть рублем – это может быть что угодно, но конвертируемо с вводом на всем постсоветском пространстве, включая Юго-Восточную Азию. Главная сила США находится за ее пределами и выражена в валюте. Если мы начнем формировать свою региональную валюту, это приведет к серьезному ослаблению доллара и, как следствие, постепенно экономика США начнет ослабевать. Данная задача, безусловно, масштабна и повлечет глобальное изменение в государственной политике. Вместе с тем она является дополнительной нагрузкой: в той же Германии, когда ввели евро, ряд экономических показателей пошел вниз. Риск есть всегда, однако несомненно одно: хуже не будет, региональная валюта выведет страну из кризиса, даст толчок развитию отечественной экономики на качественно новом уровне. Приведет к возникновению нематериальных активов – новых технологий работы с деньгами. Простой пример: можно стоять на берегу и ждать, что кто-то поймает рыбу и отдаст ее вам, а можно самому научиться ее ловить. Так и с деньгами: как только разработаем соответствующие технологии, которые, собственно, и являются нематериальными активами, – «научимся ловить рыбу». В России в отличие от той же Америки такой колоссальный блок, как нематериальный актив, в экономической деятельности пока отсутствует, и это большое упущение.  

 

 

 

Госпредприятия и учреждения, министерства и ведомства наперебой предлагают перечень антикризисных мер. Наверняка и у вас есть свои предложения. Назовите самые важные направления, заслуживающие внимания.  

 

– Первое и основное – инновационное развитие России. Чтобы его начать, необходимо сформировать законодательную базу – это основная задача парламентариев. Различные проекты, нанотехнологии можно создавать в бизнес-инкубаторах, технопарках и так далее, которые уже работают по всей стране. Создание инноваций требует колоссальных финансовых вложений. Однако в России в это направление вложено всего 130 миллиардов рублей – бюджет Российской корпорации нанотехнологий (Роснанотех). Тогда как бюджет американских компаний по разработке нанотехнологий – 10 миллиардов долларов. Как говорится, почувствуйте разницу. Инновации – это всегда высокие риски, нуждающиеся в страховании. Поэтому на уровне государства должен быть создан механизм их страхования. К примеру, разрабатывается проект стоимостью 10 миллионов рублей. У бизнесменов есть всего миллион рублей, банк готов выделить в кредит еще миллион, где взять остальную сумму? Чтобы банк взял на себя ответственность и выделил недостающие средства, государство должно застраховать этот риск. Такова мировая практика. Чтобы вывезти из Германии то же высокотехнологичное оборудование, часть рисков по его страхованию берет на себя немецкая страховая компания «Гермес». Такую же систему необходимо ввести и в России.  

 

 

Какие на сегодняшний день необходимо принять законы и в каких конкретно отраслях, чтобы стабилизировать ситуацию? Например, в области государственной политики реформирования управления государственным и муниципальным имуществом? 

– Считаю, что государственное и муниципальное имущество следует распродать по рыночной стоимости под жестким контролем, чтобы не допустить коррупции. Сегодня нередки случаи, когда недвижимость продается по существенно заниженной цене. Контроль должен идти со стороны Счетной палаты, прокуратуры, правоохранительных органов, вплоть до ФСБ. Часть полученных от продажи средств следует вложить в строительство новой глобальной экономической системы. Часть отдать в местные бюджеты.  

 

 

Что думаете по поводу разработок законодательных механизмов частно-государственной области партнерства в целях обеспечения инновационного направления развития экономики России? 

– На мой взгляд, частное государственное партнерство (ЧГП) эффективно для решения частных вопросов: строительства инфраструктуры, дорог, очистных сооружений и прочего. ЧГП может привлечь консервативных российских и зарубежных инвесторов, которые боятся высоких рисков, стремятся к устойчивой доходности. Мировые ЧГП – это в основном долгосрочные низкорентабельные и суперстабильные проекты. Образно говоря, построили дорогу, эксплуатируют ее и получают постоянный доход. 

 

 

Какие меры необходимы со стороны государства для поддержки малого и среднего предпринимательства? 

– Поддержка должна быть комплексной и системной, нужно перестать, выражаясь словами президента Дмитрия Медведева, «кошмарить» бизнес. Ему необходимо помогать и в первую очередь сделать ставку на личностном развитии предпринимателей. Тогда будет совершенствоваться, видоизменяться по нарастающей и их бизнес. Безусловно, предпринимателей насильно не заставишь заниматься личностным ростом, здесь необходима рыночная и пиар поддержка. Надо постоянно во всех СМИ демонстрировать позитивные примеры, как надо вести бизнес, чтобы другие, оставшиеся, например, без работы люди сказали: «Я тоже так смогу!». Тогда в стране появится средний класс – поддержка государственной экономики. В связи с мировым кризисом многие рынки перестали развиваться либо делают это чрезвычайно медленно, соответственно образовались свободные ниши. Но без развития новых компетенций собственников малый и средний бизнес не выйдет на новые рынки, просто не хватит мозгов. 

 

 

Ваши предложения относительно мер, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и в отдельных отраслях экономики. 

– Поддержка государством финансового сектора сняла социальную напряженность, но серьезных изменений в экономике не произошло. В основном крупные финансовые институты ушли в валюту, которая выросла, а рубль упал – эффект, которого мы добились. До отдельных отраслей экономики, к сожалению, поддержка вообще не дошла. А начинать ее надо с четкого определения государственных приоритетов и дальнейшей роли страны в мировом экономическом сообществе. Пока ни о каком развитии речь не идет – гасим социальную напряженность. Но это срочные меры, однако необходимо понять, что будет через пять–десять лет. Страна нуждается в конкретных действиях, которые приведут к оздоровлению, стабильности и росту экономики, а следовательно, и к благополучию населения.  На сегодняшний день являются перспективными отрасли, связанные с высокими технологиями, привязанные к сырьевым. Например, разработка принципиально новых способов доставки негабаритных грузов. Тому же Газпрому, чтобы перебросить с одного места на другое крупногабаритное оборудование, требуется от одного до двух месяцев. Если использовать новейшие дирижабли, то груз можно перевезти в течение недели. Это и есть колоссальный прорыв, конкретный пример связки высоких технологий с исконно развитой отраслью России. Относительно инфляции и девальвации необходимо соблюсти очень четкий баланс. В 90-х годах, во время разгула инфляции, каждый второй россиянин лишился своих накоплений. С одной стороны, это социальная напряженность, с другой – возможность протекционизма для отечественного производства. Благодаря протекционизму у нас существенно повысится конкурентоспособность товаров и услуг, что впоследствии позволит двигать промышленность в сторону импортозамещения. Такая политика не приведет к дефолту. Сейчас, расходуя свои резервы, мы поддерживаем доллар. Когда перестанем это делать, у нас появится больше финансовых запасов. Это удалит, а не приблизит дефолт.  

 

 

Какие следует предпринять действия для поддержки строительного и сельскохозяйственного комплекса?  

 – Дерево не рубят по веточкам: строительный комплекс – это следствие не второго, а даже пятого порядка разразившегося кризиса. Поэтому пока российская экономика не слезет с нефтяной иглы, на стабилизацию в данном комплексе надеяться не приходится.  Чего не скажешь о сельскохозяйственной отрасли. В прошедшем году был большой урожай зерновых, поэтому цены на зерно существенно упали. Вместе с тем цены на продукты питания значительно выросли. Сельское хозяйство – привлекательный бизнес. В условиях кризиса и, следовательно, ажиотажного спроса цены на продукты снижаться не будут. Сегодня для предпринимателей чрезвычайно привлекательна область переработки, поэтому благодаря рыночным инструментам необходимо создать условия, чтобы бизнесмены захотели туда прийти. Цены на продукты могут снизиться только при условии большой конкуренции в данной отрасли. 

 

 

И последнее – социальное обеспечение населения. Качественно новый уровень образования. Что думаете по этому поводу?

– Государственную социальную политику следует разделить на две составляющие: забота о старшем поколении и молодежи. В первом случае необходимо повысить уровень обеспечения населения услугами здравоохранения, пересмотреть либо заморозить тарифные ставки на ЖКХ, существенно увеличить размер пенсий и т.д.Что касается молодого поколения, необходим принципиально другой подход к его развитию. Пока молодежь – это социальная болванка, как личность человек формируется, если самостоятельно занимается своим самообразованием. Этот процесс идет до глубокой старости. Возьмите академиков, которые совершают открытия в почтенном возрасте. Стране необходимо новое поколение молодых людей, способных мыслить, творить, рисковать и добиваться своей цели. Новая, кардинально другая экономика появится лишь тогда, когда будет задействован интеллект.