Воронежцы, возмущенные решением мэрии ликвидировать трамвай, обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой незамедлительно вмешаться в ситуацию. При поддержке общественного движения «Воронежцы за трамвай» в начале нынешней недели обычные горожане направили пять коллективных обращений на имя Президента России, подписанных сотнями горожан. 

В своих письмах воронежцы обращают внимание Президента на многочисленные проблемы, сложившиеся в сфере городских транспортных перевозок Воронежа. Горожане отметили «формирование хаотичной системы перевозок, не обеспечивающей Воронеж пассажирскими услугами. В городе, число жителей которого приближается к миллиону, в вечернее время стало проблематичным либо невозможным выехать из удаленных районов, поскольку муниципальный транспорт в Воронеже фактически отсутствует, а коммерческие перевозчики прекращают движение уже в 9 часов (позже – невыгодно), либо сокращают выпуски до неприемлемых интервалов». С другой стороны, «только за первые 3 месяца 2008 года в 39 ДТП с участием маршруток в Воронеже погибло 6 человек и было ранено 32 человека. Таких масштабов смертности на городском транспорте в Воронеже не было никогда». При этом «вследствие сокращения объемов перевозок пассажиров электротранспортом в Воронеже отмечается резкое ухудшение экологической ситуации, связанной с эксплуатацией большого числа подвижного состава, сроки списания которого уже давно вышли. На всех крупнейших перекрестках города люди вынуждены вдыхать воздух, насыщенный пылью, сажей, выхлопными газами. Отмечается многократное превышение предельно допустимой концентрации по таким веществам как оксид меди, фенол, диоксид азота». 

Воронежцы напоминают, что «достижение положительных результатов в рамках национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Здоровье» невозможно без построения современной, экологичной, экономичной и комфортной транспортной сети в городах России. Общеизвестно, что в мегаполисах близость жилья к линиям метро определяет его стоимость. Транспортная доступность – один из главных критериев при выборе жилья. В свою очередь, экологическая ситуация в городском населенном пункте прямо отражается на здоровье проживающего в нем населения. 

Современная ситуация в Воронеже такова, что наш город 1 января 2009 года станет крупнейшим городом в Европе без трамвайного сообщения. В бюджете города сегодня не заложено даже денег на оплату электроэнергии, необходимой для движения 30 вагонов в день по миллионному городу. Последние закупки нового подвижного состава были в 1992 году. В 1997 году городу удалось получить порядка 50 бывших в употреблении вагонов из Германии, которые уже списаны и утилизированы. Фактически разрушена ремонтно-эксплуатационная база, территории и строения трамвайных депо при попустительстве городских властей были захвачены рейдерами. Не желая восстанавливать трамвайное движение, Администрация городского округа город Воронеж приняла безответственное решение прекратить трамвайное движение с 1 января 2009 года, разрешив захватившей его территорию строительной группе возведение очередных торговых и развлекательных центров на его месте». 

При этом мэрия ссылается на отсутствие в городском бюджете необходимого финансирования. Но так ли это? В украинском Львове, где доходы бюджета на одного горожанина в 1.5 раза ниже, чем в Воронеже, в этом году начато строительство новой трамвайной линии, закупаются новые троллейбусы и трамвайные вагоны из Германии. 

Также воронежцев возмутил и тот факт, что решение о ликвидации трамвая было принято уже после проведения общественных слушаний по Генплану, включавшего на момент проведения слушаний трамвай. Не является ли такое решение попыткой ввести горожан в заблуждение? Об этом также упоминается в одном из писем, отправленных Президенту страны. 

Необходимость сохранения трамвая обуславливается тем, что наш город простаивает в многокилометровых пробках, сопоставимых с московскими, и у людей отсутствует возможность быстро, в пределах норм транспортной доступности добраться до нужных им мест. Между тем, эффективным способом решения данной проблемы, по мнению воронежцев, могло бы стать строительство компактной сети из скоростного трамвая. Управление городских пассажирских перевозок приводит неподкрепленные данные по стоимости восстановления трамвайной сети в 3 млрд. рублей. Но по мнению независимых экспертов, создание компактной сети скоростного трамвая обойдется лишь в 1.3 млрд. рублей, причем данная сумма может быть распределена на многие годы, если будет взята в кредит. 

В своем письме воронежцы просят Дмитрия Медведева о следующем: 

- Направить обращение к администрации города Воронежа и в Воронежскую городскую думу с требованием немедленно приостановить действия, направленные на ликвидацию трамвайного движения в городе. В частности, отменить решение об изменении схемы городского зонирования и вернуть территории трамвайного депо на ул. Кривошеина статус земли транспортного назначения. 

- Дать поручение органам местного самоуправления городского округа город Воронеж Воронежской области при разработке градостроительной документации городского округа в обязательном порядке предусмотреть в разделе «Транспорт» существование и развитие трамвайной и троллейбусной инфраструктуры.. 

- Создать совместную комиссию из представителей городской мэрии, министерства транспорта России, проектных организаций и общественных организаций Воронежа, которая займется выработкой мер, необходимых для разработки и реализации программы развития электротранспорта в Воронеже и контролем за ходом ее исполнения. 

В одном из писем воронежцы отмечают, что «недавно Воронеж получил долгожданное звание города Воинской славы. И оно является абсолютно заслуженным. Так, в годы войны жители нашего города под бомбежками, рискуя собственными жизнями, восстанавливали трамвай – главный вид транспорта нашего города. Спустя несколько месяцев после отступления оккупантов трамвай вернулся на улицы Воронежа. А затем несколько поколений воронежцев занимались строительством и развитием трамвая, открывая линию за линией, покупая вагоны и обустраивая трамвайные депо. Теперь весь этот героический труд может оказаться никчемным и ничего не значащим из-за сиюминутных решений городских чиновников, а сам Воронеж навсегда лишится перспектив на современный рельсовый транспорт».