Полгода – срок слишком скромный, для того чтобы зафиксировать какие-то значимые изменения устремлениях молодежи, – ее целях, карьерных или, наоборот, антикарьерных планах, намерении рисковать и чем-то жертвовать. За полгода могут появиться и исчезнуть модные тренды, вспыхнуть и уйти в тень звезды и «темы». Однако общая структура целей и алгоритмов их достижения не может ломаться так стремительно.

 

И все же за шесть месяцев – с февраля по сентябрь 2008 года – в стране произошел ряд значимых событий, которые могли повлиять на установки молодежи: серия заметных спортивных побед России, события в Южной Осетии и, наконец, мировой финансовый кризис.

 

Тренд 1: интерес к политике за полгода повысился на 6 п.п.

 

За эти полгода существенно возрос интерес молодежи к политике. В 2002 году исследования Фонда Общественное Мнение показали, что политикой интересуются 32% молодежи. В феврале 2008 года этот интерес продемонстрировали чуть больше юношей и девушек: 34%. Однако спустя шесть месяцев доля интересующихся политикой молодых людей существенно возросла – она составила 42%. Для молодежи, традиционно имеющей много других увлечений, такой интерес к политике можно расценивать как довольно высокий.

 

Повышение интереса к политике фиксируют и результаты студенческого опроса, проведенного в рамках этого же проекта «Поколение-XXI»: доля учащихся вузов, интересующихся политикой, возросла с 56% до 62%.

 

Отметим, впрочем, что рост политизированности обеспечивается прежде всего повышением интереса к новостям, к информации о заметных событиях, а не к политической жизни страны в целом.

 

Политическая активность молодежи в целом достаточно низкая, поскольку у большинства (71%) не возникает желания принять участие в демонстрациях, митингах или другой политической акции. Только примерно пятая часть молодежи (22%) признается, что у нее иногда возникает желание принять участие в какой-нибудь демонстрации, митинге или другом политическом действии. Лишь 1% уже имеет такой политический опыт. Различий в ответах по Москве и по России в целом не наблюдается. И все же за полгода до этого опроса соотношение позиций было иное: в феврале 78% заявляли, что у них не возникает желания принять участие в демонстрациях, митингах или другом политическом действии, а 18%, напротив, говорили, что подобное желание у них возникает. Налицо пусть и незначительное, но все-таки повышение заявленной политической активности.

 

Тренд 2: свой бизнес – мечта многих молодых. И все же интерес к предпринимательству за полгода упал на 8 п.п.

В феврале 2008 года заявили о своем желании заниматься индивидуальной трудовой деятельностью 30% опрошенных. Чаще других такое желание выражают молодые люди, не испытывающие материальных трудностей (24%), а реже – напротив, респонденты, имеющие материальные проблемы (21%).

Однако в сентябре количество желающих заниматься индивидуальной трудовой деятельностью резко уменьшилось: с 30% до 22%, при том что ориентация на другие типы занятости не изменилась.

Ориентация на ведение собственного бизнеса особенно заметно снизилась в высокоресурсной группе молодежи – у тех, кто заявил, что не испытывает материальных проблем (с 41% в феврале до 29% в сентябре).

С чем может быть связано такое снижение интереса к предпринимательству? По словам директора проекта Ларисы Паутовой, хотя государство и заявило о поддержке малого бизнеса, судя по данным, о себе дал знать финансовый кризис и разговоры, связанные с ожиданием нового дефолта в России.

Проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением президента РФ № 367–РП от 30 июня 2007 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.