ОВЛАДЕЙТЕ СИТУАЦИЕЙ·          Признайтесь, что кризис существует, оцените его угрозы, объемы и вероятные последствия. Выберите стратегию поведения, решите, что собираетесь делать – избавиться от бизнеса, сохранить его или развить. Замените душевный настрой “Все плохо” конструктивным “Да, у нас временные трудности, решение которых требует усилий”. ·          Создайте “мозговой центр”. Проанализируйте ситуацию, сформулируйте проблемы (продукт, сбыт, рынок, цены, продвижение, компания). Определите цели и задачи, продумайте решения и планы действий. Ознакомьте с ними единомышленников.·          Собирайте важную информацию об отрасли, конкурентах. Отслеживайте факты упоминания компании в прессе. Убедите сотрудников делиться подобными сведениями, полученными ими из прессы, по радио и ТВ.  

СОХРАНИТЕ КЛИЕНТОВ·          Выделите группы существующих клиентов, наиболее значимых для выживания бизнеса. Им – основное внимание.  Оптимизируйте имеющиеся и создайте новые потоки информации в их адрес – именно той информации, которая выгодна вам и вашим продажам.·          Переформулируйте описание товаров и услуг с учетом ситуации, ее перспектив. Найдите новые проникновенные слова, отредактируете тексты, которыми пользовались ранее. Идите на максимальные уступки – ваши сегодняшние предложения должны звучать однозначно выгодно для обеих сторон.·          Сделайте своими новыми клиентами тех, кого не устраивают бывшие поставщики, их товары и услуги. И тех, кто пока просто не знает о существовании на рынке таких выгодных предложений – ваших.·          Пересмотрите миссию компании. Возможно, она претерпела изменения под влиянием ситуации. Придумайте актуальый слоган. ·          Создайте референс-лист – текстовый документ, содержащий перечень и описание завершенных (еще лучше - текущих!) проектов, отзывы и контакты заказчиков. Грамотный референс-лист – отличный аргумент в приобретении новых клиентов.

СБЕРЕГИТЕ ПЕРСОНАЛ·          Отладьте внутренние информационные потоки, держите сотрудников в курсе происходящего (доска объявлений в офисе, летучки, внутренние е-рассылки). Противодействуйте панике, ложным слухам о банкротстве, увольнениях, прочему негативу. ·          Избавьтесь от случайностей - обеспечьте стабильность и качество работы персонала, разработайте стандарты процедур, важных для сохранения бизнеса (продажи, презентация, переговоры, оплата). 

СТАНЬТЕ ЗАМЕТНЕЕ ·          Не сокращайте информационную активность (если она есть): молчание бизнеса порождает недоверие. Активизируйте антикризисные коммуникации, выходите на потребителей всеми возможными способами, напрямую. Пригодится все, чем раньше пренебрегали – интернет-блоги, раздача листовок, люди-сэндвичи, сарафанное радио, почтовые рассылки. Уделите внимание контекстной рекламе в интернете.·          Действуйте на опережение. Распространяйте нейтральную (тем более - положительную) объективную информацию о бизнесе раньше, чем появится негативная. ·          Разработайте перечень информационных поводов – событий, достойных стать новостью о компании. Научитесь самостоятельно делать новости о своем бизнесе.·          Сделайте собственный сайт главным источником достоверных сведений о компании. Обновите старые тексты и подготовьте новые. Создайте разделы ОТЗЫВЫ, НАШИ ПРОЕКТЫ, КЛИЕНТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ и главный антикризисный раздел - НОВОСТИ. Отсутствие новостей на сайте означает – ваш бизнес почти умер.·          Составьте медиа-карту - перечень значимых для компании печатных, электронных и сетевых СМИ. Не стесняйтесь передавать им информацию о вашем бизнесе, имеющую общественную значимость. ·          Подготовьте пресс-кит – “дежурный” комплект информационных материалов для СМИ и журналистов (история и достижения бизнеса, важные факты и фото, свежие достижения и заявления, базовая справка, социально-экономические показатели). В общении со СМИ такой пресс-комплект может пригодиться в любой момент. ·          На запросы журналистов и заказчиков реагируйте быстро и четко, используя подготовленные заранее материалы. Будьте предельно аккуратны и честны: ложная информация принесет вред. ·          Пригласите внешнего специалиста по коммуникациям: пригодится как его взгляд со стороны, так и конкретные решения.  Помните: Привлекать новых клиентов и увеличивать продажи – грамотнее и перспективнее, чем сокращать расходы и увольнять сотрудников. Завтра положение будет лучше у того, кто сегодня предпримет больше правильных действий. И не забывайте о возможностях, которые предоставляет кризис.