Видеозапись медицинской консультации помогает пациентам запомнить и соблюдать предписания врача

Катаясь на лыжах, заведующая отделением неотложной помощи регионального медицинского центра в штате Массачусетс Кейт Берк (Kate Burke) повредила коленный сустав, и врач назначил ей комплекс лечебной физкультуры. Эти упражнения надо было выполнять дома, но как следует запомнить их Кейт не смогла. И тут её осенила идея: собираясь на новый визит к лечащему врачу, она взяла с собой портативную видеокамеру Flip Video, чтобы с её помощью записать на видео соответствующие рекомендации и наставления. Каково же было удивление Кейт, когда её врач Майк Робертс (Mike Roberts) достал из кармана свою камеру Flip Video.
 По словам К. Берк, видеоролики «невероятным образом» помогли ей выполнить все наставления лечащего врача и тем самым способствовали её скорейшему  выздоровлению. По её словам, «дорога до поликлиники занимает у меня 25 минут, но мне не пришлось туда часто ездить, потому                    Глава компании Cisco Джон Чемберс
что у меня под рукой была видеозапись                снимает на Flip Video губернатора 
с чёткими инструкциями о том, как делать         Калифорнии Арнольда Шварценеггера
упражнения».
Средства видео — от стандартных потребительских камер до современных систем telepresence — находят все большее применение в здравоохранении, помогая повысить уровень медицинского обслуживания. Согласно исследованию Центра информационной терапии США, многие пациенты уже через пять минут после консультации врача забывают  половину его рекомендаций, ибо «как правило, при посещении врача тот обрушивает на пациента такой объем информации, какой лишь немногие в состоянии понять и запомнить» .
В отличие от прежних лет, многие пациенты теперь значительно раньше покидают больницу или клинику, где они проходили курс лечения. Поэтому, говорит руководитель программы «Health Insights» из компании IDC Линн А. Данбрэк (Lynne A. Dunbrack), «на родных и близких пациента ложится обязанность по дальнейшему уходу за ним». Наличие видеозаписи даёт и врачу, и пациенту, и тем, кто за ним ухаживает, большую уверенность в том, что соответствующие предписания будут выполнены, и выполнены правильно.
«Видео можно также использовать для обучения медперсонала и повышения уровня медицинского обслуживания, — считает д-р Каве Сафави (Kaveh Safavi) - вице-президент компании Cisco, возглавляющий сектор здравоохранения в глобальном консалтинговом подразделении Cisco IBSG. — Например, видео, снятое в отделении интенсивной терапии, поможет повысить квалификацию врачей и медсестер, а также следовать общепринятой практике лечения: видео позволяет следить за соблюдением процедуры ухода за пациентами и при необходимости вносить в нее изменения. Кроме того, видеозаписи врачебного осмотра пациентов в клиниках можно было бы добавлять к истории болезни, поскольку они  содержат ценные сведения о процессе выздоровления на различных этапах».
В здравоохранении использование видео и визуальных систем — начиная с таких пользовательских устройств, как видеокамеры Flip Video, и заканчивая технологиями веб-конференц-связи вроде Cisco WebEx и системами для видеоконференций Cisco HealthPresence — находится еще на стадии становления. Но в ближайшие годы уровень их применения будет только расти, уверен Сафави. В частности, это связано с тем, что молодёжь  уже привыкла пользоваться YouTube, веб-камерами, а также недорогими и удобными в использовании видеокамерами Flip Video. Для этого поколения  нет ничего удивительного в том, что родители используют веб-камеры и Интернет, чтобы проверять, как осуществляется уход за их детьми в яслях или детском саду. Поэтому, добавляет Сафави, оказываясь в роли пациента или врача, «ровесники нового тысячелетия связывают определенные ожидания с использованием видео как формы коммуникации».
К тому же, по его словам, в нынешних экономических условиях «все пытаются делать больше с меньшими затратами. Такие технологии, как видео, помогают организациям расширить сферу своего влияния без расширения физической инфраструктуры и повысить эффективность коммуникации и других аспектов деятельности. Например, приходящая медсестра может сделать видеозапись своего общения с пациентом, чтобы затем показать её врачу».
А вот другой пример использования видео: живущий в сельской местности пациент обращается в мобильную клинику Cisco HealthPresence, чтобы получить виртуальную консультацию специалиста, находящегося далеко в городе. С помощью ассистента в мобильной клинике доктор может удалённо осмотреть уши или горло пациента, используя диагностические приборы, оснащенные видеокамерами и подключенные к системе телемедицины. По словам Сафави, «когда врачи и пациенты получают возможность увидеть то, к чему раньше у них не было доступа, неожиданно появляется множество новых вариантов решения проблем со здоровьем».
Вместе с тем на пути применения видео в здравоохранении немало проблем. «Далеко не каждый пациент с пониманием отнесётся к использованию видеокамеры при визите к врачу , — говорит Линн Данбрэк. — Те из них, кто озабочен вопросами конфиденциальности, могут возражать против приобщения видеозаписи к своей истории болезни». Приходится также считаться с нежеланием самих врачей опробовать новые технологии. Не находит пока должного отклика и идея пересылки видеозаписей медицинских предписаний по электронной почте. «Сомнения в эффективности использования видео могут стать серьёзной помехой для расширения традиционных возможностей здравоохранения», - признаёт К.Сафави. К тому же страховые компании оплачивают стандартные услуги здравоохранения, тогда как правила компенсации новых виртуальных услуг еще не определены.
Тем не менее, Данбрэк уверена, что в ближайшие годы  преимущества использования видео в медицине станут настолько очевидны, что снимут большинство опасений и возражений. Тем временем такие поборники видео, как Кейт Берк, вносят свой вклад в его популяризацию. По рекомендации Берк региональный медицинский центр, где она работает, приобрёл четыре видеокамеры Flip Video, чтобы опробовать их в обучении медперсонала.

О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы, в этом году отмечает 25-летие своей успешнейшей деятельности в области технологических инноваций и социальной ответственности. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах http://www.cisco.ru/ и http://www.cisco.com/.