Сегодня МФЦ являются одним изсамых популярных и действенных каналов взаимодействия государства с гражданамии юрлицами. И то, насколько эффективным и качественным будет этовзаимодействие, напрямую зависит от внедрения инновационных решений в МФЦ. Отом, на какое решение и почему сделали ставку в Рязанской области, рассказываетВладимир Кухлев, заместитель директора ГБУ РО «МФЦ Рязанской области».


- Каковы были предпосылки для запуска проекта по модификациииспользуемого решения?

Самые основные предпосылки – этоотсутствие качественной технической поддержки используемого на тот моментрешения и каких-либо его доработок. Мы работали на этом решении несколько лет,но за этот период никаких существенных доработок мы не увидели. Шагать в ногусо временем с той системой у нас не получалось. Поэтому и было принято решениеискать другой инструмент.

- Какие доработки были нужны?

Необходимо было и исправлениебагов, и развитие функционала. На тот момент уже начали выходить различные видысведений федеральных органов власти, но у нас были сложности с подключениемдаже к ним, не говоря уже о развитии информационной системы в целом. Как и всеМФЦ, мы работаем в соответствии с нормативной базой, в которую регулярновносятся изменения, касающиеся видов оказываемых услуг, нашего функционала,однако прежнее решение не позволяло нам быстро подстраиваться под новыетребования.

- При выборе нового решения эти потребности учитывались?

Когда мы выбирали новое решение,мы оценивали все представленные системы, рассматривали множество вариантов иискали тот продукт, в который уже заложен нужный нам функционал. Также мыоценивали интуитивность, понятность интерфейса, учитывали и возможность легкогоперехода с прежней системы. Анализировали мы и накопленный другими МФЦ опыт.Так что были рассмотрены серьезные, хорошие, функциональные системы, но убольшинства из них интерфейс был недостаточно интуитивно понятен рядовым специалистамприема – ведь их компьютерная грамотность не всегда высокого уровня. Врезультате мы выбрали решение компании ЭОС АИС МФЦ ДЕЛО как наиболеесоответствующее нашим потребностям.

- Был ли у вас опыт сотрудничества с компанией ЭОС или опытиспользования решений данного разработчика?

Да, наша область и регионы-соседиактивно внедряют электронный документооборот с помощью СЭД «ДЕЛО». Это, кстати,тоже влияло на выбор решения: В связи с чем был весомый атрибут выбора – нужнобыло обеспечить простую интеграцию новой системы с СЭД «ДЕЛО». Решение ЭОСпозволило это сделать «из коробки», без доработок, что для нас было очень важно.Так что уже на момент запуска АИС МФЦ ДЕЛО в эксплуатацию у нас была налаженаинтеграция с администрацией Рязани, причем именно система в систему: от наспоступают дела и уходят непосредственно в СЭД администрации. К тому же у насбыло налажено через локальную систему «ДЕЛО» взаимодействие с ПФ РФ и другимиорганами.

- Расскажите, пожалуйста, о процессе внедрения.

Сначала был реализован пилотныйпроект по автоматизации услуги оформления транспортной карты – это достаточномассовая услуга, за ней обращалось порядка 100-200 человек в день. В течениепары месяцев проводилось ее тестирование. Подчеркну: уже на этапе пилота былоналажено электронное взаимодействие с администрацией города.

За время пилотного проекта мыоценили, как работает система, насколько она стабильна, как идет ее настройка. Насвсе устроило, так что в дальнейшем был произведен массовый перевод услуг в АИС:мы всего лишь за месяц перешли на новую систему с полностью настроеннымиочередями, предварительной записью. При этом параллельно работа в двух системахне велась: мы одновременно отказались от старой системы и перешли в новую.Параллельно внедрению проводилось обучение сотрудников, так что переход былподготовленным, сотрудники уже умели работать в системе на момент запуска.

- Чьими силами проводилось обучение?

Его проводили сотрудники ЭОС. Они обучили ряд специалистовприема работе в АИС, а также инженеров-программистов – настройке услуг исистемы. Дальше уже информация реплицировалась нашими сотрудниками до остальныхспециалистов. У нас в организации работает порядка 600 человек, поэтому такойподход был оптимален.

- Как сотрудники восприняли переход на новый интерфейс?

У нас очень много консерваторов –тех, для кого отсутствие привычной кнопки справа создает дискомфорт. ИнтерфейсАИС МФЦ ДЕЛО был, конечно, другим, как и логика работы системы. Однако система настолькоинтуитивно понятна, а «порог входа» в нее настолько низок, что появившееся поначалуу консерваторов недовольство быстро исчезло. Сотрудники быстро оценили новыевозможности, которые существенно упростили работу. Например, до внедрения АИСМФЦ ДЕЛО у нас не было SMS-информированиязаявителей, необходимо было обзванивать по каждой услуге. Теперь информированиеидет в автоматическом режиме, поэтому весомо уменьшилась нагрузка на специалистов.Это и экономически целесообразно для МФЦ: телефон заявителя может бытьзарегистрирован в другом регионе, что увеличивает расходы.

- Интеграция с какими внешними системами была проведена? Какиевозможности в связи с этим появились?

Первая – СЭД ДЕЛО, используемая администрациейРязани. Мы и сами теперь используем СЭД ДЕЛО, веб-версию, так что у насналажена интеграция и с ней, благодаря этому у нас есть доступ к учетнымзаписям в Пенсионный Фонд. Подчеркну: мы наладили в этом году не просто электронноевзаимодействие с ПФ, но добились куда большего. Речь не только про отправку скан-копий:мы уменьшили количество выездов в ПФ в два раза. Раньше нам приходилось ездить вПФ ежедневно, а теперь один раз в два дня. А ведь выезд – это серьезное и затратноемероприятие. Необходимо проехать по всемМФЦ, собрать документы, подготовить опись, передать документы в ПФ, принятьрезультаты. Ситуацию осложняло то, что ПФ в ряде наших районов области закрылсвои филиалы, поэтому приходилось зачастую из одного населенного пункта вестидокументы в другой населенный пункт – то есть покрывать достаточно большие расстояния.

Мы планируем пойти дальше и ездитьв ПФ лишь один раз в неделю, но пока нам мешает реализовать эти планыотсутствие видов сведений по ПФ. Но как только федеральный ПФ разработает все видысведений, мы создадим адаптеры и подключимся к этим видам сведений.

Кроме того, сейчас у насзаканчивается проект по интеграции с электронной очередью, что позволит намотслеживать, на какую именно услугу был выдан талон, время его получения иприглашения к окну. Еще у насреализована интеграция с МВД – услуги получения справок о судимости инаркотиках – они проходят без подачи бумажных документов, а исключительно черезСМЭВ.

- Расскажите о реализации интеграции с ФНС и услуге регистрации юрлиц.Почему понадобилось такое расширение возможностей системы? Как удалось егореализовать и какую пользу это принесло?

В третьем квартале прошлого годамы провели интеграцию с ФНС. Это сложный проект, потому что у налоговой сложныйвид сведений, но мы подключились к ним. По России мы были, если не ошибаюсь,вторым регионом, кому это удалось. Сейчас мы полностью отказались от бумажногокомплекта документов при взаимодействии с ФНС – весь комплект сканируетсяспециалистом приема, обрабатывается, отправляется в налоговый орган. Этосущественно упростило регистрацию юрлиц, а мы сократили количество выездов подоставке документов.

Этот проект был очень важен сразупо нескольким причинам. Во-первых, с 1 января 2019 года электронная регистрацияв ФНС не облагается госпошлиной, а электронное взаимодействие между МФЦ иналоговым органом приравняли к электронной подаче документов. Так что с 1января мы не берем от граждан госпошлину на осуществление регистрационныхдействий по этой услуге. Это колоссальная помощь для граждан и стимул дляразвития бизнеса.

- Что было первично – МФЦ упрощали собственные процессы или запускалиуслугу с прицелом на реализацию новых правил?

МФЦ – это инструмент реализации сервисной модели общениягосударства с гражданами и бизнесом. Мы работаем прежде всего для того, чтобыгражданам было комфортнее подавать документы. Но мы, конечно, учитывали и информациюо грядущей отмене госпошлины. И к тому же надо идти в ногу со временем, облегчаяи себе, и гражданам жизнь.

- Каковы качественные и количественные результаты проекта?

Все, о чем я рассказал ранее, мыпросто не могли бы запустить в старой ИС, так что самый главный результат – появлениеновых возможностей, которых раньше не было. Также АИС МФЦ ДЕЛО позволила увеличитькачество и гибкость настройки услуг. С точки зрения программирования системы унас более 200 услуг, каждая из которых имеет свои исключения, параметры. Встарой системе было сложно их настроить, зачастую просто невозможно – для нас этобыло критично. Сейчас же у нас есть отличный интуитивно понятный конструктор услуг,понятный обычному специалисту, который автономно может настраивать услуги послевсего одной недели обучения и практики. При этом специалист не имеет навыки программирования. Это основополагающий для нас функционал.

У нас раньше в принципе не былофункционала для работы курьеров – теперь появился курьерский модуль, с помощьюкоторого можно оперативно распечатать всевозможные тонко настраиваемые описидокументов, причем в разных форматах. Это гибкий механизм для работы курьеров. Раньшеописи делались в ручном режиме в таблицах Excel.

Благодаря АИС МФЦ ДЕЛО былисокращены сроки оказания услуг, так как система очень помогает вносить данные, втом числе – исключает необходимость повторного ввода атрибутов.

- Каковы планы по дальнейшему развитию системы?

У нас много планов. В 2019 годумы намерены уйти от ПК ПВД-3 в сторону взаимодействия через СМЭВ с помощью АИСМФЦ ДЕЛО. Дело в том, что в 2018 году Росреестр нам «подарил» ПК ПВД-3 – новуюверсию, полностью отличающуюся от старой, но не сохранившую даже половиныфункционала старой ИС. В связи с этим у нас большие сложности в приемедокументов и оказании услуг Росреестра. Поэтому мы хотим в этом году перейти наиспользование СМЭВ по Росреестру. К нам недавно приезжал заместительруководителя федерального Росреестра, и я отметил на встрече, что мы готовы кпереходу и развитию взаимодействия. Так что теперь мы ждем от Росреестраотклика на предложение.

В наших планах и запуск комплексногозапроса. Он необходим, когда заявитель приходит за несколькими услугами, нопишет одно заявление, а сотрудник МФЦ в дальнейшем самостоятельно заполняетдокументы по каждой услуге. Была проведена первичная доработка АИС для этого, мыее протестировали, внесли ряд замечаний и ждем финальной доработки версии.

Но большинство наших планов упираются в то, что необходимыдоработки в ИС отдельных ведомств. Как только какое-либо из ведомств будетготово к прорыву, мы двинемся вперед. Кпримеру, если ЗАГС доделает свою ИС и будет готов к интеграции, мы будемработать в этом направлении.