В ходе мероприятия эксперты ОТР рассказалиоб эффективной операционной модели современного банка, основанной на концепцииRobotic Process Automation/RPA (роботизированнаяавтоматизация процессов), и представили технологии глобального лидера в этомнаправлении – компании Automation Anywhere. Проекты внедрения платформмеждународного вендора ведутся в крупнейших компаниях и банках по всему миру: Google, Dell EMC, Siemens, Cisco,Volkswagen и др.

В течение двух дней участники iFin-2019обсуждали и делились практическим опытом в таких вопросах, как цифровизацияфинансового сектора, повышение операционной эффективности бизнеса, выявлениевнутренних резервов для снижения себестоимости процессов, информационнаябезопасность, использование современных технологий для развития электронныхфинансовых услуг.

Традиционно эксперт Ассоциации российскихбанков, Константин Маркелов, заместитель директора по развитию бизнесаОТР, выступил модератором и ведущим мероприятия.

В своем выступлении на сессии Форума Алексей Ильин, директор департамента RPA/AI, рассказал о том, как современные«цифровые» бизнес-стратегии найдут свое воплощение в ежедневной деятельностиорганизаций – в операционной модели.

По мнению эксперта, развитие цифровыхтехнологий приносит нам новые возможности и инструменты, которые помогутпреодолеть построенные человеком искусственные барьеры традиционных моделейведения бизнеса и позволят вывести его на следующий уровень. Одна из прорывныхтехнологий, открывающая компаниям и банкам новые возможности, –роботизированная автоматизация процессов (RPA).

Robotic Process Automation – это концепцияцифровой операционной среды, где люди, программные роботы и искусственныйинтеллект работают вместе, «бок о бок». Имитируя действия человека, программныероботы способны экономить предприятию сотни тысяч человеко-часов и миллионырублей. Роботов можно быстро подключать к определенным участкам работы иполностью заменять ими человека. Цифровые сотрудники «общаются» с традиционнымисистемами через пользовательские интерфейсы, для их подключения в продуктивнуюоперационную среду компании или банка не нужна привязка к системе управлениярелизами.

В соответствии с прогнозами Gartner, в 2020году бизнес RPA вырастет на 57 %. Ожидается, что мировой рынок RPA достигнет $2,9миллиардов в 2021 году. Мировым RPA-лидером считаетсякомпания Automation Anywhere. ОТР – официальный партнер уровня Gold и представитель вендора на территории России истран СНГ.

Флагманским продуктом компании является Digital WorkforcePlatform – самая используемая технология цифровой рабочей силы в мире.Платформа позволяет автоматизировать любой производственный процесс, проста вуправлении, обладает самыми передовыми функциями безопасности, доступна любомусотруднику компании.

Digital Workforce Platform сочетает в себе программных роботов, которыедополняют или заменяют людей на определенных участках операционной работы ивыполняют за них рутинные операции; мощный центр управления и продвинутойаналитики (роботы работают под управлением из центра); когнитивнуюавтоматизацию, искусственный интеллект и машинное обучение.

«PRA существенноменяет бизнес-культуру и структуры управления. Совсем скоро принимать решения встандартных ситуациях повсеместно будут программные роботы, которые неошибаются, работают 24 часа в сутки. Сотрудники сосредоточатся на тонкойнастройке текущего операционного производства и решении наиболее сложныхвопросов, таких как задачи взаимодействия с бизнесом, развитие и внедрениетехнологий следующего поколения. Всю «черную» работу – рутинные операции –будут выполнять программные роботы», – говорит Алексей Ильин.

Уже сегодня в России концепция RoboticProcess Automation делает первые шаги, запускаются пилотные проекты, клиентыпробуют новую технологию в действии. Так, цифровых сотрудников AutomationAnywhere (Enterprise RPA совместно с IQ Bot) специалисты ОТР использовали дляпроверки заемщиков коммерческого банка на различных этапах – как при первичномобращении, так и на последующих этапах обслуживания.

Еще один кейс ОТР на RPA-технологиях: робот постоянно отслеживает кредитныезаявки в автоматизированной системе крупного российского банка и наопределенной стадии обработки заявки самостоятельно выполняет запросы ипервичный анализ информации по заемщику – собирает данные и проверяет егокредитную историю: штрафы, налоги, судебные дела, социальные сети и др.Программный робот анализирует около 30 внешних источников данных и обрабатываетзаявки по определенному вариативному алгоритму, самостоятельно готовит проектрешения и направляет его клиентскому менеджеру. При этом он распознает,анализирует и классифицирует множество отсканированных документов, информацию,которая часто бывает недостаточно структурирована и тяжело поддается обработкетрадиционными средствами оптического распознавания.

Кроме того, цифровые сотрудники могутсобирать информацию по партнерам, конкурентам, контрагентам из открытыхисточников, проверять контрагентов на внешних информационных ресурсах (МВДРоссии, ФНС России, ФССП России, Росреестр и др.), собирать и агрегироватьстатистику на аналитических ресурсах и многое другое.

«Роботизация– это не автотесты, это не скрипты и не «костыли» для обычной автоматизации.Это мощная платформа, на основе которой можно построить единую цифровуюоперационную среду, где люди на отдельных участках работы могут быть замененыроботами и искусственным интеллектом, – подчеркивает Дмитрий Гусев, генеральный директор ОТР. – Мы уже ведем несколько пилотных проектов по RPA, а также нарабатываемпортфель собственных RPA-решений на основании нашего успешного опыта и лучшихмировых практик. Совместно с Automation Anywhere мы помогаем заказчикамулучшать рабочие процессы и развивать культуру инноваций на стратегическом длянас рынке».

На выставке, которая проходила в рамкахФорума, специалисты ОТР представили и другие собственные готовые решения длябанков и финансовых организаций. Компания работает на финансовом ИТ-рынке более18 лет и за это время реализовала свыше 900 проектов для банков-заказчиков изРоссии, Армении, Казахстана, Сингапура, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

В первый день мероприятия в выставочномпространстве в качестве промоутера трудился внештатный «сотрудник ОТР» –говорящий робот с хорошим чувством юмора, который популяризировал идеироботизации среди посетителей Форума и помогал налаживать индивидуальныеконтакты.

В 2019 году участниками iFin стали 1019человек, в том числе 731 – это делегаты Форума, подавляющая часть которыхпредставители банков и финансовых компаний. Это стало абсолютным рекордомпосещения за все время проведения мероприятия.