Крутое пике украинской демократии

В рейтинге демократии Democracy Index 2011, составленном аналитическим подразделением международного делового издания The Economist, Украина за год потеряла 12 позиций и заняла 79 место среди 167 государств. Рейтинг составляется ежегодно на основании пяти параметров: характеристики избирательного процесса и уровня свободы выбора, функционирования правительства, политической активности населения, уровня политической культуры и ситуации с соблюдением гражданских свобод. Оценивая государство по этим показателям, составители относят его к одной из четырех групп: «полная демократия», «слабая демократия», «гибридный режим» и «авторитарный режим». В 2010 году Украина заняла в этом рейтинге 67 место и была определена как «слабая демократия», в то время как в 2006 году мы были на 52 месте. В 2011 году государство скатилось на 79 место и теперь квалифицируется как «гибридный режим». Еще больше, чем в Украине, уровень демократии упал в России, опустившейся со 107 на 117 позицию и причисленной к категории «авторитарных режимов».(1)

 

Эксперты британского издания утверждают, что в Украине и других странах Восточной Европы в целом упал уровень поддержки демократии со стороны населения. В Украине ныне активно дискредитируются такие демократические достижения Оранжевой революции, как свободные выборы, свобода СМИ, непредвзятое отношение власти к оппозиции. Наиболее наглядным примером политического преследования и использования в Украине юридической системы в политических целях международные эксперты считают осуждение и заключение экс-премьера Ю.Тимошенко.(2) Если ситуация в сфере демократии будет и дальше ухудшаться, то государство вскоре рискует оказаться в категории «авторитарных режимов» по соседству с Россией, Нигерией, Иорданией, Марокко и Эфиопией.

(1) http://podrobnosti.ua/society/2011/12/25/811585.html

(2)http://news.dt.ua/POLITICS/the_economist_ukrayina_za_yanukovicha_zalishila_spisok_demokratichnih_derzhav-94530.html

 

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Украина не только скатилась на 12 ступеней в Democracy Index 2011, но и установила своеобразный антирекорд – по темпам падения государство заняло шестое место среди всех 128 стран рейтинга, что показано в нижеследующей таблице.

 

Самое стремительное падение стандартов демократии за период 2008–2010 гг.

Место          Страна                    Падение       Причины

1                     Мадагаскар            1.63                Военный переворот

2                     Иран                          0.89                Авторитарный исламистский режим

3                     Эфиопия                  0.84                Гражданская война

4                     Египет                    0.82                Свержение режима в результате народных протестов

5                     Гамбия                     0.81                Авторитарный квазимилитаристский режим

6                     Украина                    0.67                Неэффективная политическая система

 

Также следует отметить, что Украина продемонстрировала самые стремительные темпы падения в Восточной Европе, включая Россию, где показатель снижения составил 0.22.

 

Кроме того, более глубокий анализ отчета показывает, что за тот же период украинская демократия в определенных аспектах сумела проявить себя с лучшей стороны – в частности, в избирательном процессе и в сфере плюрализма, где она была близка к показателям США, а также по уровню гражданских свобод, который приближался к аналогичному показателю Аргентины, одному из самых высоких в Южной Америке. Однако в других сферах, таких как функционирование правительства, политическая культура и активность населения в политическом процессе, результаты Украины ставят ее в один ряд с такими странами, как Перу, Парагвай и Сербия.

 

Следует понимать, что упомянутый отчет в большей степени отражает деятельность предыдущего правительства, а не действующего. Учитывая, какой политический хаос царил в период его работы, не стоит удивляться, что получены именно такие результаты. Но для нас гораздо больший интерес будет представлять отчет за 2012 год, который отразит влияние на демократию в Украине политики Президента Януковича. Если нынешняя динамика скатывания в авторитаризм сохранится, можно ожидать еще более стремительного падения.

 

Украинское правосудие вынесло окончательное решение по делу Ю.Тимошенко

В последнюю неделю года Апелляционный суд Киева вынес окончательное решение по делу Ю.Тимошенко. Экс-премьер будет отбывать 7-летний срок заключения, а также обязана возместить государству убытки в сумме 1,5 млрд. грн. (почти 200 млн. долл.).

 

Одним из проявлений реакции общества на судебное решение стало совместное заявление украинской интеллигенции. В своем заявлении представители культурной элиты подчеркнули, что действующий властный режим уничтожает демократию, основы правосудия и нарушает права человека, а приговор Апелляционного суда по делу Ю.Тимошенко является предательством евроинтеграционных устремлений народа Украины. Сама Ю.Тимошенко после объявления окончательного решения суда поблагодарила всех, кто ее поддерживает в Украине и за рубежом.(3) Следующим шагом, запланированным оппозицией в защиту Ю.Тимошенко, должно стать рассмотрение ее дела в Европейском суде по правам человека уже в марте 2012 года.

 

Подтверждение приговора по делу Ю.Тимошенко вызвало негативную реакцию международного сообщества. Государственный департамент США официально заявил, что разочарован приговором Ю.Тимошенко и нарушением в Украине принципов демократии и верховенства права. Госдеп США также выразил надежду на освобождение украинского экс-премьера и ее допуск к участию в парламентских выборах осенью 2012 года.(4)

 

МИД Франции также раскритиковал решение украинской Фемиды, назвав его поспешным и принятым без надлежащего соблюдения прав на защиту. В свою очередь, высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон указала на несовершенство украинского правосудия. Всемирный Конгресс Украинцев выразил обеспокоенность судебным процессом над Ю.Тимошенко и его завершением, отметив, что этот процесс не соответствовал международным стандартам и не был справедливым и независимым.(5)

 

Таким образом, в 2012 году дело Ю.Тимошенко остается одним из главных факторов ухудшения отношений Украины с внешним миром.

(3) http://www.pravda.com.ua/news/2011/12/26/6868005

(4) http://www.bbc.co.uk/ukrainian/news_in_brief/2011/12/111228_ko_usa_tymoshenko.shtml

(5) http://tyzhden.ua/News/38906

 

Комментарий фонда "Сначала люди": Решение о тюремном заключении Тимошенко, вероятно, войдет в историю как один из самых серьезных политических промахов века. Администрация Президента Украины одним движением разрушила все усилия по построению своего международного имиджа, превратившись в настоящую парию. Украинская власть недвусмысленно продемонстрировала мировому сообществу, что не намерена считаться с принятыми во всем мире правовыми процедурами и с принципом верховенства права. К сожалению, такое поведение провоцирует ответную реакцию международного сообщества, которая распространяется не только на власть, но и на государство в целом. Впрочем, власть этим, кажется, не особо интересуется. Она продолжает вести себя нахраписто и неуклюже, принимая откровенно безответственные решения.

 

А самый большой парадокс заключается в том, что в вынесении обвинительного приговора экс-премьеру не было никакой необходимости или целесообразности. До того, как заварилась вся эта каша, у Януковича были весьма неплохие рейтинговые показатели, а Тимошенко во главе "обесточенной" оппозиции действовала с эффективностью выброшенной на берег рыбы. Все, что власти нужно было делать по отношению к своим некогда мощным политическим оппонентам – это ничего не делать. Шансы на нисхождение Тимошенко на задворки большой политики были высоки как никогда. Президенту для этого даже не надо было особо напрягаться. Что же получилось в результате скандального судебного процесса? Тимошенко – самая известная политическая узница в Европе, и ее рейтинг уже давно оставил позади показатели действующего главы государства, репутации страны нанесен серьезный удар, перспективы евроинтеграции повисли на тонком волоске...

 

Очевидно, что В.Янукович стремился к отмщению за унижение, полученное после Оранжевой революции, но никто и представить себе не мог, что здравый смысл покинет стены Администрации, вследствие чего в Украине начнется один из самых сложных этапов ее истории со времен обретения независимости.

 

Бюджет Украины–2012: власти – еще больше, народу – еще меньше

28 декабря 2011 года Президент В. Янукович подписал государственный бюджет Украины на 2012 год. В документе зафиксировано доходы на уровне 332,8 млрд. грн. (41,7 млрд. долл.) и расходы на уровне 358 млрд. грн. (44,8 млрд. долл.). Таким образом, общий дефицит бюджета составляет 25 млрд. грн. (3,1 млрд. долл.)(6) Впрочем, критику в адрес основного финансового документа страны высказывают даже представители власти. Советник президента А. Герман отмечает, что в новом бюджете меньше прозрачности и больше возможностей для коррупции. В частности, в бюджете на 2012 год вообще нет такой статьи расходов, как стипендии для студентов, а также не предусмотрены средства на развитие украинского языка(7). Эксперты и многие политики отмечают, что нынешний бюджет парламент будет вынужден пересмотреть уже весной 2012 года, поскольку он крайне неэффективен.

 

 

Расходы на органы власти(8)

2011

2012

1

Государственное управление делами при Президенте

1,051 млрд. грн. (131 млн. долл.)

1,403 млрд. грн. (176 млн. долл.) – увеличено на 45 млн. долл.

2

Министерство внутренних дел

13,858 млрд. грн. (1,732 млрд. долл.)

14,435 млрд. грн. (1,804 млрд. долл.) – увеличено на 72 млн. долл.

3

Служба Безопасности

3,022 млрд. грн. (378 млн. долл.)

3,258 млрд. грн. (407,3 млн. долл.) – увеличено на 29,3 млн. дол.

4

Министерство обороны

13,689 млрд. грн. (1,711 млрд. долл.)

17,402 млрд. грн. (2,175 млрд. долл.) – увеличено на 464 млн. дол. 

5

Генеральная прокуратура

2,3 млрд. грн. (286 млн. долл.)

2,5 млрд. грн. (313 млн. долл.) – увеличено на 27 млн. долл.

 

На фоне увеличения расходов на силовые структуры и Администрацию Президента, аппараты Верховной Рады и правительства, существенно урезаны важные для страны социальные статьи финансирования. В частности, Министерство социальной политики в 2012 году получит 6,7 млрд. долл. – на 1,15 млрд. долл. меньше, чем в прошлом году. На нужды Министерства здравоохранения бюджет выделяет 7 млрд. грн. (880 млн. долл.), в то время как, скажем, на проведение Евро-2012 власть предусмотрела 7,5 млрд. грн. (935 млн. долл.). Рост минимальной заработной платы и пенсий не превысит уровня индексации инфляции. Таким образом, планирование бюджета–2012 неизбежно приведет к дальнейшему росту уровня бедности, логическим следствием чего могут стать масштабные антивластные протесты.

(6) http://tyzhden.ua/News/3867.

(7) http://vidgolos.com/131331-german-oburena-na-2012-rik-koshtiv-na-ukrayinsku.html

(8) http://www.bbc.co.uk/ukrainian/business/2011/09/110927_budget_gov_vs_people_az.shtml

 

Комментарий Фонда "Сначала люди": Согласно новому бюджету, в 2012 году работа президентской администрации будет стоить налогоплательщикам 482,2 тыс. долл. в день, то есть примерно 14 млн. долл. в месяц, или совокупную зарплату 122 тыс. бюджетников. И это в условиях, когда 70% украинцев живут в относительной бедности, а 12,3 млн. граждан выживают менее чем на 3 доллара в день.

 

Даже учитывая огромное количество "муравьев", которые ежедневно добросовестно выполняют свои обязанности на Банковой, такие непомерные расходы на работу государственного аппарата при нынешнем положении государства кажутся кощунством. Такой огромный бюджет мог бы ежедневно облегчать жизнь 160 730 людей, но власть это не волнует, ведь она урезает расходы на социальную защиту населения на 1,15 млрд. долл. и планирует потратить на Евро-2012 больше, чем на нужды Министерства здравоохранения.

 

МВД в новом году будет стоить нам почти 5 млн. долл. в день, СБУ – 1,12 млн. долл., а Минобороны – почти 6 млн. долл. Таким образом, совокупно силовые ведомства будут забирать из казны 12,12 млн. долл. в день, притом, что их эффективность и способность защищать интересы народа, а не властной элиты, вызывает большие сомнения. Бюджет Генеральной прокуратуры также увеличен, он составляет 857,5 тыс. долл. в день, но будет ли это означать более эффективную борьбу с коррупцией?

 

Украинцам запрещают протестовать

Уполномоченная по правам человека Верховной Рады Украины Нина Карпачева в своем ежегодном отчете отметила, что в 2011 году украинские суды запретили более 90% акций протеста. Таким образом, у граждан отнимают право на свободу слова, на мирные собрания и манифестации. По словам Н.Карпачевой, украинский народ стремится к откровенному диалогу с властью, требует учитывать при принятии государственных решений свои интересы и общественное мнение. Власть же такого диалога с людьми всячески избегает, что, в свою очередь, дискредитирует саму идею декларируемых властью реформ, которые, по мнению украинского омбудсмена, не должны сужать права граждан, гарантированные Конституцией и законодательством.(9)

 

Стремясь привлечь внимание украинской и международной общественности к фактам нарушения в Украине прав человека, Украинский Хельсинский союз в очередной раз присудил антипремию «Золотой чертополох» – за наиболее вопиющие факты нарушения прав человека. В номинации «За грубое нарушение свободы мирных собраний» победил окружной Административный суд Киева, который на протяжении 2011 года неоднократно запрещал митинги и акции протеста на центральной площади Киева – Майдане Незалежности. В номинации «За незаконные действия относительно судебной власти и неуважение к институту правосудия» победили премьер-министр Н.Азаров, вице-премьер-министр С.Тигипко и министр финансов Ф.Ярошенко(10).

 

Возникает закономерный вопрос: что будет делать украинская власть, если граждане перестанут спрашивать у нее разрешения на проведение митингов и считаться с заборами и запретами?

(9) http://news.finance.ua/ua/ ~ / 1/0/all/2011/12/11/262075

(10) http://www.radiosvoboda.org/archive/news/20111209/630/630.html?id=24416823

 

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Родители прекрасно знают: если ребенку постоянно говорить «нет», то он, в конце концов, все равно сделает по-своему, но уже без разрешения. Правительство сегодня как никогда близко к той невидимой грани, за которой терпению приходит конец. Если власть эту границу перейдет, люди станут без разрешения решать судьбу тех, кто сегодня им указывает, что можно делать, а что нельзя.

 

Посмеет ли власть применить силу к мирным демонстрантам? Это будет зависеть от их количества. Если людей будет много, то вряд ли военные и милиция рискнут выйти против толпы, но если демонстрантов будет мало, то с ними могут жестко расправиться. В любом случае не следует забывать, что насилие дискредитирует Президента еще больше и окончательно подорвет и так весьма сомнительный авторитет – как внутри страны, так и в мире. Учитывая, что рейтинг поддержки главы государства уже сегодня не дотягивает до 9%, его дальнейшее падение будет означать, что президента недвусмысленно "попросят" на досрочные выборы.

 

Цитата недели:

Демократия – один из важнейших принципов созидания лучшего мира. Если быть до конца точным, демократия – это сообщество, все члены которого имеют одинаковое право влиять на его организацию и управление. К большому сожалению, в действительности демократические общества не оправдывают этот идеал. Тем не менее, природа демократии такова, что как только в обществе установилось демократическое правление, его граждане, объединив усилия, могут достигать все большего и большего уровня демократизации. В случае, если таковым будет их выбор.

Роберт Алан
Американский писатель, артист и социальный активист