Начало 2010 года - многообещающее и в то же время полно хлопот. В январе были заключены три из шести контрактов на создание европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Вспомогательными услугами в системе займется Thales Alenia Space (предусмотрено 85 млн евро), Arianespace  получит 397 млн евро на запуск услуг, OHB System AG (совместно с SSTL) - 566 млн евро на первые 14 спутников. Ожидается, что заказ на остальные спутники будет предоставлен в ходе последующих заказов на выполнение работ одной из фирм: OHB или EADS-Astrium GmbH. Ведущие аэрокосмические компании рьяно борются за оставшиеся три контракта, которые, скорее всего, будут предоставлены к середине 2010. Эти контракты касаются наземной инфраструктуры проекта, площадок по осуществлению контроля с земли и работы системы.

В достаточно сложной конкурентной для глобальных навигационных спутниковых систем среде система Galileo обладает неоспоримым преимуществом.  Она является единственной из "Большой Четверки" системой (Galileo, GPS, GLONASS и Beidou (Compass)) которая предназначена,  главным образом,  для гражданских и коммерческих целей.  Хотя недавно Европейское Оборонное Агентство донесло до соответствующих органов предложение касательно систем оборонного назначения. Galileo разработана с мыслью о параллельном ее использовании вместе с системами GPS и GLONASS, но при этом будет независима в предоставлении услуг навигации и позиционирования. Другие системы, помимо возможности передачи также и гражданских сигналов,  являются в основном  военными. Большее количество спутников (межоперабельных) означает более широкую зону покрытия для провайдеров услуг, которые могут затем использовать эту дополнительную возможность для предоставления конечным потребителям новых приложений. Однако, присутствие слишком большого числа участников рынка GNSS может подстегнуть конкуренцию. Это может ослабить коммерческие возможности Galileo, которые и без того находятся под вопросом.

Не все в проекте Galileo шло гладко, многие подвергали сомнению возможность существования европейской навигационной спутниковой системы. Первой задачей был переход от бизнес-модели с участием государства до частного бизнеса, обусловленный неспособностью программы Galileo генерировать необходимую прибыль для снижения рисков, связанных с осуществлением проекта такого масштаба, и последующими значительными задержками и перерасходом бюджета. Однако, несмотря на эти трудности, многие считают, что оценивать успешность такого проекта нужно с учетом долгосрочного влияния (как прямого, так и косвенного) и вклада в экономику в целом.

Значительным будет влияние упомянутых выше контрактов на развитие технологий, инновационных приложений, логистических цепочек, ожидания конечных потребителей и рабочие места как в аэрокосмической отрасли, так и других секторах. В корне этого контракта находится влияние на сегмент upstream космической отрасли. Сектор производства спутников выиграет от постоянного потока заказов на изготовление спутников: для первоначального размещения в целях навигационных групп, а также для замещения спроса на спутники. Этот контракт окажет положительное влияние на бизнес-возможности поставщиков в рамках всей логистической цепочки, начиная от поставщиков высококачественных листов металла и подсистем, а заканчивая поставщиками компонентов. Волновой эффект этого сектора откроет впечатляющие возможности по всей логистической цепочке. Важно не игнорировать косвенное влияние на космическую отрасль, включая рынок труда. Такие контракты не только открывают новые возможности в космической отрасли в краткосрочной перспективе, их потенциал может способствовать формированию высококвалифицированных ресурсов на Европейском космическом рынке.

Система Galileo способна затронуть некоторые ключевые вопросы аэрокосмической отрасли, включая интеграцию Европейской авиационно-космической отрасли, повышая ее эффективность, и тем самым снижая уровень выбросов продуктов сгорания, улучшая управление воздушными судами и, в конечном счете, повышая безопасность полетов. С другой стороны, доступность более эффективной глобальной навигационной спутниковой системы будет способствовать развитию инновационных приложений для беспилотных летательных аппаратов: как коммерческих, так и государственных.

Потенциальные возможности, создаваемые Galileo (и другими глобальными навигационными спутниковыми системами) для аэрокосмической отрасли весьма впечатляющие, но возможности в других секторах обладают просто неограниченным потенциалом. Просмотрев список победителей Европейского соревнования по спутниковой навигации „Galileo-Masters" (хотя перечень является не исчерпывающим), можно резюмировать влияние, которое проект Galileo будет оказывать на различные отрасли. Например, транспортный сектор ожидает расширения различных приложений для железнодорожного транспорта, в том числе для управления движением поездов (для сокращения промежутка между поездами и увеличения частоты прохождения поездов), безопасности, информационных услуг по отслеживанию и анализу состава пассажиров, мониторинга движения грузов и вагонов. Другие приложения касаются сферы здравоохранения, нефтегазовой отрасли, поиска людей (включая спасение людей в режиме реального времени), „разумной" логистики (мониторинг и анализ) и даже интерактивных игр.

Рассмотрев только несколько из перечисленных выше приложений, трудно не  заметить, что  Galileo предоставляет возможность создания многочисленных инновационных применений в различных секторах и заслуживает на титул  „i-Phone'а космической промышленности”. Хоть желающие поспорить об этом наверняка найдутся. Учитывая тот факт, что данный проект стает на высоте задания, если речь идет о времени и финансовых аспектах (в отличие от его истории), то можно полагать, что инвестиции в него принесут многочисленные выгоды для конечных потребителей.

Автор статьи Аман Панну (Aman Pannu), аналитик в области Аэронавтики и Обороны компании Frost & Sullivan.

Если вы хотите получать более подробную информацию по сектору Аэронавтики и Обороны, отправьте, пожалуйста,  электронное сообщение Нилe Билеко-Сулик, специалисту отдела корпоративных связей, по адресу: nila.bileko-sulik@frost.com. В сообщении укажите, пожалуйста, Ваше имя, фамилию, название компании и контактную информацию.

О компании Frost & Sullivan:

Frost & Sullivan - консалтинговая компания, которая поддерживает партнерские отношения с клиентами, способствуя развитию их бизнеса, а также достижению наилучших позиций в росте, инновациях и лидерстве. Услуги компании - Growth Partnership Service – основываются на подробных рыночных исследованиях и использовании моделей передовой практики, помогают партнерам развивать, оценивать и реализовать стратегии быстрого роста. На протяжении уже почти 50 лет Frost & Sullivan сотрудничает с компаниями из списка Global 1000, молодыми развивающимися компаниями, а также инвестиционно-финансовыми организациями. Frost & Sullivan имеет 40 офисов на всех шести континентах. Более подробную информацию о компании вы можете найти на сайте http://www.frost.com/.

Нила Билеко-Сулик

Corporate Communications- Europe

nila.bileko-sulik@frost.com

P: 48223904367

F: 48223904160

www.frost.com