Новосибирск. 27 ноября 2009 г. В Новосибирске состоялось заседание межрегионального круглого стола  по теме: «Сохранение стабильности железнодорожных грузовых перевозок в Западной Сибири в условиях реформы РЖД». В мероприятии приняли участие представители Западно-Сибирской железной дороги, территориального управления Федерального агентства по железнодорожному транспорту, властных структур, руководители более ста компаний, работающих на территории Новосибирской, Кемеровской, Омской, Томской областей, Республики Алтай и Алтайского края.

Среди участников мероприятия были представлены компании-грузоотправители, осуществляющие погрузку на станциях Западно-Сибирской железной дороги, такие как  ОАО «СУЭК», ООО «Евраз – Холдинг», ОАО «Газпромнефть», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ЗАО «Распадская», ОАО «Южный Кузбасс», КОАО «АЗОТ» и другие.

Круглый стол был организован ОАО «Первая грузовая компания».Целью заседания стал поиск благоприятной для региональной экономики модели рынка грузоперевозок в условиях предстоящего в 2010 году ухода ОАО «РЖД» с рынка железнодорожных грузоперевозок как собственника и создания  Второй грузовой компании, которой будет передан подвижной состав ОАО «РЖД». В ходе дискуссии грузовладельцы, представители РЖД, Первой грузовой компании и ФАЖТ обозначили проблемы, с которыми компании могут столкнуться из-за предстоящих изменений на рынке грузоперевозок и наметили пути их преодоления.Участники мероприятия неоднократно отмечали, что совместные усилия власти, бизнеса, РЖД и ПГК должны быть направлены на то, чтобы обеспечить стабильную погрузку в условиях становления Второй грузовой компании и не допустить необоснованного роста тарифов на грузовые перевозки. «Перед ПГК  сегодня стоит тяжелая задача, компании необходимо сохранить достигнутый баланс в перевозочном процессе, который будет нарушен в связи с переходным периодом по организации Второй грузовой компании. Кроме того, ПГК, как  одному из крупнейших операторов на рынке, придется взять на себя ответственность и за ценовую политику, с целью сохранения и дальнейшего развития той системы, которую компании удалось построить за два года своего существования на рынке», - отметил в ходе дискуссии президент компании  ООО ГК «Сибирь Транс» Юрий Душенин.  Опыт работы Новосибирского филиала ОАО «ПГК» признан показательным – с точки зрения стабильности и выполнения требований грузовладельцев к качеству предоставляемого сервиса. «На сегодняшний день Новосибирский филиал вышел на объем погрузки около 95 000 вагонов, что составляет 133% к октябрю месяцу прошлого года. В среднем в сутки филиалом отгружается более  3000 вагонов. Еще год назад эта цифра не превышала 2000 единиц, сообщил   директор Новосибирского филиала Евгений Долженко, -  считаю это  хорошим показателем  слаженной  работы  филиала и его партнеров, позволившим всем нам, даже в это непростое время,  стабильно удерживать заявленный объем  погрузки в вагоны  ПГК». В свою очередь, первый заместитель генерального директора по коммерции и производству ОАО «ПГК» Игорь Асатуров сообщил, что ПГК дважды корректировала ценовую политику. В частности, в начале кризисного периода тарифы были радикально снижены, а в настоящее время тарифы ПГК возвращаются на докризисный уровень. «В дальнейшем компания не планирует увеличивать тарифы», - резюмировал Игорь Асатуров.  Участники дискуссии сошлись во мнении, что возникновение Второй грузовой компании будет способствовать стабилизации рынка. «В ходе реализации реформы железнодорожного транспорта и удовлетворения растущего спроса на его услуги, решаются задачи, в том числе и по обеспечению развития конкуренции в сфере грузовых перевозок, которая может быть обеспечена, в том числе и за счет появления и развития новых грузовых компаний», - отметил заместитель руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Павел Захаров.Многие считают, что опыт Первой грузовой компании показал, что появление крупных частных операторов позитивно сказывается на рынке. В частности,  по словам заместителя начальника  Западно – Сибирской железной дороги Дмитрия Некрасова, для Западно - Сибирской магистрали  вопрос управления вагонным парком собственников имеет принципиальное значение. «В настоящее время к станциям дороги приписано 48 тысяч единиц собственных грузовых вагонов, из них более 19 тысяч вагонов являются собственностью ПГК.  Создание компании стало хорошим  импульсом для развития  рынка грузоперевозок  и рынка вагоностроения. Полагаю, что с возникновением Второй грузовой компании конкурентоспособность рынка только повысится, возникнет дополнительный резерв вагонного парка в регионе, что позволит более оперативно реагировать  на потребности грузоотправителей», - заявил Дмитрий Некрасов. Грузовладельцы поддержали железнодорожников в мнении, что рынок изменился в лучшую сторону с появлением ПГК . «Наша компания является одним их крупнейших партнеров ПГК. Мы работаем вместе полтора года и работаем неплохо. Создать с ноля совершенно новую систему, успешно ее внедрить, объединяя и сохраняя при этом интересы всех участников процесса, я считаю это большим прорывом ПГК как оператора рынка», - сообщила Начальник управления перевозок и грузовых работ ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» Клавдия Колмогорова.Грузовладельцы отметили, что за два года работы с ПГК многими компаниями был приобретен опыт по организации работы с крупным оператором, который будет полезен для предприятий, планирующих работать со Второй грузовой компанией. Справка: Вторая грузовая компания создается в рамках реформы ОАО «РЖД». Планируется, что Второй грузовой будут переданы грузовых вагонов 250 000 вагонов. Также 60 000  вагонов РЖД будет передано Первой грузовой компании. Таким образом, РЖД уйдет с рынка грузовых перевозок.  ОАО «Первая грузовая компания» - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ПГК является ОАО "РЖД". «Первая грузовая компания» создана в июле 2007 г., самостоятельно стала управлять вагонным парком с ноября того же года. В настоящее время в собственности ПГК – свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа (76 тыс. цистерн, 75 тыс. полувагонов, 15 тыс. платформ, 15 тыс. крытых вагонов и около 49 тыс. прочих вагонов). Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.