В качестве обоснования такого решения представители Минздравсоцразвития указывают на отсутствие в России предприятий, готовых производить вакцины против нового гриппа в необходимых количествах, за исключением трех: ФГУП НПО «Микроген», ООО «Петровакс», а также санкт-петербургский «Институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бакпрепаратов». 

Специалисты подтверждают, что создание и производство новой вакцины в экстренном режиме, как того требовала эпидемиологическая ситуация, требуют наличия у производителя мощной испытательной и производственной базы, что под силу только крупнейшим компаниям. Тем не менее, аналитики фармрынка прогнозируют, что в плановом режиме производством вакцины против гриппа A/H1N1 смогут заняться и другие российские фармпроизводители.  

Тем более, что Минздравсоцразвития России официально заявляет о том, что уровень заболеваемости всеми типами ОРВИ и гриппа можно оценить как «умеренный» и призывает «не сеять панику». «На сегодняшний день уровень заболеваемости всеми типами ОРВИ и гриппа вполне соответствует тому уровню заболеваемости, который мы наблюдали в это же время в прошлом и позапрошлом годах. Таким образом, опасений по поводу развития событий по негативному сценарию у нас пока нет», - подчеркивает глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.  

Основываясь на этой информации, отечественные аналитики предполагают, что в ближайшем будущем закупки вакцины против гриппа A/H1N1 будут производиться в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы – путем размещения открытых аукционов. «Только на торгах мы можем получить реальную цену» - официально прокомментировал ситуацию начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. По мнению специалистов ФАС, основной проблемой  системы закупки без проведения аукционов является то, что такая процедура неконкурентна, так как ограничивает число фармпредприятий, желающих участвовать в выполнении госзаказа и мешает установить справедливую закупочную цену на вакцины. 

По данным аналитической группы «Курс’OP», в 1-ом полугодии 2009г.  наибольшее снижение стоимости государственной закупки различных видов вакцин, а значит, и наибольшая экономия средств федерального бюджета,  были достигнуты при выборе поставщиков   иммунобиологических   препаратов  на конкурсной основе. Так,  в среднем по стране, экономический эффект от размещения заказов на поставку вакцин путем  запроса котировок составил -  11,3%,  аукционов (в т.ч. в электронной форме) – 14,4%, конкурсов – 19,2 %. 

Однако, по мнению аналитиков «Курс’OP» ситуацию, сложившуюся с государственной закупкой вакцины против гриппа A/H1N1, нельзя оценивать однозначно. С одной стороны – отсутствие соответствующих испытательных баз и производственных мощностей у большинства российских производителей иммунобиологических   препаратов, с другой стороны – острая эпидемиологическая ситуация, требующая  экстренного производства достаточного для вакцинации населения количества доз противогриппозной вакцины. Таким образом, принятое Правительством решение о распределении бюджетных средств на закупку вакцины против гриппа A/H1N1 между крупнейшими отечественными компаниями-производителями, без проведения открытых аукционов,  для выхода из сложившейся ситуации, было единственно возможным и правильным.  

Справка:

«КУРС’ОР» - специализированная исследовательская компания, оказывающая государственным и коммерческим структурам широкий спектр маркетинговых и информационно-аналитических услуг в фармацевтическом секторе рынка. Представляемый аналитической группой «КУРС’ОР» «Мониторинг организации конкурсных закупок товаров и услуг на территории РФ» - представляет участникам фармацевтического сектора рынка максимально полную, достоверную и оперативную информацию о конкурсных закупках товаров и услуг (планируемых, текущих, завершенных и т.д.) со всех официальных информационных сайтов и электронных торговых площадок России.База данных «КУРС’ОР», предоставляемая по заказу как государственным, так и коммерческим структурам, содержит актуальную статистическую и аналитическую информацию об объемах фактических потребностей регионов в поставках  лекарственных, диагностических, иммунобиологических средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактические учреждения и учреждения здравоохранения субъектов РФ (83 субъектов РФ), за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, краевых, муниципальных и др. (в т.ч. за счет коммерческого финансирования), закупаемых на территории Российской Федерации посредством конкурсных торгов.