В работе семинара в общей сложности приняли участие более 60 человек – начальники методических отделов, методисты по информационно-коммуникационным технологиям, учителя, педагоги и специалисты учреждений профессионального образования.
Основной повесткой поставленной перед собравшимися были вопросы внедрения дистанционного образования в образовательный процесс НПО и СПО республики, создание республиканской базы электронных учебников и повышение компьютерной компетентности педагогического состава. Следует отметить, что необходимость внедрения в производственный и педагогический процесс инновационных разработок и дистанционного образования, основывается на рекомендациях Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также является первостепенной задачей, поставленной перед подведомственными учреждениями Министерства науки и профессионального образования на ежегодном совещании.
По данным недавних исследований, проведенных ВЦИОМ, Интернетом пользуется только каждый третий россиянин. Интернет в большинстве регионов медленный по скорости и очень недешевый по цене. Поэтому в своих посланиях Дмитрий Медведев сделал ставку на Интернет, в частности, на развитие высокоскоростного доступа к информационным ресурсам.
Семинар с приветственным выступлением открыла и.о. начальника отдела научно-методической работы и повышения квалификации Министерства науки и профессионального образования Анна Петровна Шадрина. В своей речи она провела параллель с Западными странами, в которых инновационные технологии в профессиональном образовании начали внедряться еще с 80-х годов. По сравнению с ними, у нас только начинается процесс становления и формирования информационно-коммуникационных технологий в образовании. «Что касается профобразования, ее системы, в отличие от среднего образования, на сегодня не каждое учебное заведение подключено к Интернету» - отметила Анна Петровна.
В целом, интернет-технологии являются неотъемлемой и важной составляющей для внедрения инноваций в образование. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса, производства, внедрения других форм обучения, управления, в том числе, на основе информационных технологий. Следует отметить, что в ходе работы семинара данная тема, в частности, внедрение системы дистанционного образования на базе системы «Прометей» была ключевой. По вопросам внедрения дистанционного образования на базе «Прометей» перед собравшимися выступили и.о. начальника Учебно-методического отдела Елена Заболоцкая и администратор по техническому обеспечению Отдела новых информационных технологий Борис Афанасьев.
Система «Прометей» разработана для организации полноценного процесса дистанционного обучения, независимой проверки знаний, причем рассчитана на большие потоки слушателей. Она позволяет автоматизировать весь учебный процесс, проводить обучение и проверку знаний, кроме того, ее можно использовать в качестве дополнительного средства для традиционных форм обучения. Доступ в «Прометей» осуществляется через сайт института www.intvtex.ru с присвоением пароля доступа каждому участнику образовательного процесса.
Наряду с ознакомлением с системой технической стороны, участникам семинара интересно было обсудить механизмы сотрудничества учебных заведений начального и среднего профессионального образования, представителями которого они являются.
Следующими вопросами семинара были такие актуальные темы как необходимость повышения компьютерной грамотности, которая входит в программу реформирования российского образования и является необходимой частью повышения профессионального мастерства педагогов и создание республиканской базы электронных учебных пособий, которая призвана заменить и дополнить традиционную учебную литературу.
В конце, после обмена мнениями, единогласно была принята рекомендация семинара. Участники, заслушав выступления, отметили, что на основании Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике от 14 августа 2009 года становление инновационной экономики требует решения таких основных задач как: повышение компьютерной компетентности работников профессионального образования; создание республиканской базы электронных учебников и пособий; развитие системы дистанционного образования в учреждениях профессионального образования Республики Саха (Якутия). Также, собравшиеся предложили определить порядок проведения экспертизы электронных учебных изданий и присвоения им грифов УМО и Минобразования России, изучить и разработать вопрос «О соблюдении авторских прав при использовании и распространении электронных учебников», приступить к созданию республиканской базы данных ссузовских изданий, учебной литературы для системы дистанционного обучения. Подобные семинары для обмена мнениями и опытом, а также для повышения квалификации, было решено проводить ежемесячно.

Геннадий ДОДОХОВ,
Пресс-служба АУ ДПО «Институт новых технологий РС (Я)»