На 16 октября 2009 года распоряжением главы города Сочи назначены общественные слушания по «оценке воздействия на окружающую среду по проекту «Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции 110 кВ «Хоста».

Это – Сочи, где каждый шаг чиновников и представителей власти в преддверии Олимпиады 2014 года рассматривается, что говорится, под микроскопом.
Что же до других регионов и составляющих их Муниципальных образований? - Общественные слушания превращаются в цирк со своими «конферансье» и «клоунами»…

Наибольшую активность по участию в общественной экологической жизни Северо-Западного региона, к примеру, проявляет Центр экологических экспертиз «Эком» (Санкт-Петербург). На своем сайте «Эком» предлагает ознакомиться с технологиями организации «Гражданского жюри», своеобразной торговой марке честности, непредвзятости и непогрешимости. «Члены жюри выбираются случайно (из числа заявивших о своем желании участвовать) с использованием научно-обоснованных социологических методов», как следует из описательной статьи. Кроме этого, есть еще «Гражданские конференции» при участии до 70 человек с голосованием по отдельным вопросам, и «Гражданские слушания», которые помимо прочего включают в качестве обязательного элемента «независимый» аудит подготовки и проведения мероприятий.
Центр экологических экспертиз имеет абсолютную свободу от государства, чем «выгодно» отличается от официальных зарегистрированных организаций. В отличии от последних, «Эком» не имеет ни лицензий, ни сертификатов, ни каких-либо других документов, подтверждающих их компетентность по заявленным вопросам. И даже, если государство не признает такие действия, то все нормы демократических институтов и понятий западной правозащиты соблюдены.
В России нет четкого регламента проведения общественных слушаний, поэтому можно воспользоваться предложенными: «Гражданское жюри», «Гражданские конференции» и «Гражданские слушания» - использовать для достижения поставленных целей. В свою очередь, «грамотно» информированное при проведении таких мероприятий население и участие в них заинтересованной массовки с последующим законным оформлением сопутствующих документов, укажет на их статусность «Общественных слушаний», и они могут стать весомым аргументом при принятии уже государственных решений по данному вопросу – объекту строительства, территории застройки и т.д.
Центр экологических экспертиз «Эком» взаимодействует только с Муниципальными образованиями (принимает от них оплаченные заявки), выступая ПиАр-командой для чиновников, избавляя их от «сложных жизненных ситуаций» - теперь у представителей власти нет необходимости думать о сборе населения, озвучивать им цели и задачи, просвещать по тем, или иным вопросам, а также изобретать подходящие методы проведения голосований. Учитывая опыт западных правозащитных организаций, Центр экологических экспертиз «Эком» решит все вопросы: предложит собственные «обязательные» для признания «Гражданского жюри» таковым действия; предоставит «достойнейших из достойных» для его состава; обеспечит «свидетелей» (информация по «свидетелям» с сайта «Экома»); организует нужные «Гражданские конференции» и «Гражданские слушания» с учетом пожеланий представителей МО. Будет ли итог соответствовать требованиям российского гражданского общества? Будет. При условии, что цели общества и чиновников будут совпадать. К сожалению, история таких примеров знает мало.
На сайте Центра экологических экспертиз «Эком» для заказчиков указаны и методы, которыми эта ПиАр команда пользуется.
При чем здесь экология? Ничего нового – экология всегда являлась элементом явного и скрытого причастия к общественно-политической жизни. Касается ли Вас строительство, скажем, нового дома в Вашем дворе? Нет. А нарушение прав на благоприятную окружающую среду? Конечно! А что ее нарушает? Новый дом… Все «понятно» – цель определена, можно «идти на штурм заборов стройки»…

Ясно лишь одно, если государством не будут выработаны алгоритмы и регламенты по проведению «Общественных слушаний» с учетом особенностей регионов, принятие решений по аналогичным вопросам в различных Муниципальных образованиях будут отличаться друг от друга и носить характер лоббирования интересов отдельных чиновников.

Общая схема таких «Общественных слушаний» выглядит примерно так:
Бизнесмен интересуется неким объектом, но для получения прибыли от его использования, ему необходимо иметь на руках заключение о том, что были проведены «Общественные слушания», и люди, в принципе, не против. Организовывать самому такое мероприятие можно, но результат туманен – или народ не так поймет, или глава МО обидится, либо еще чего-нибудь препятствующее ведению хозяйственной деятельности. Идет такой коммерсант к главе МО – «Помоги отец родной, за долю малую…» У главы МО задача не легче – вдруг население забастует, как за деньги отчитаться? И тут – О, чудо! Есть такая организация. Со своим самоваром, т.е. «участниками слушаний». «Це – понятые, це – подсадные…» Задача решена, все довольны… Кроме людей, обманутых в очередной раз…

Пока в «высоких кабинетах» серьезно озабочены сращиванием бизнеса и власти на местах, такие организации как Центр экологических экспертиз «Эком» под руководством ее бессменного лидера Александра Карпова, и существующие лишь в интернет-пространстве и в больном воображении, продолжают оказывать посреднические услуги «нечистым на руку бизнесменам» оплачивать чиновникам МО услуги за достижение коммерческих интересов. А что, народ? Народ – всего лишь серая масса, необходимая для соблюдения законных процедур, выполняющий чужую волю самозваных «экологических экспертов».