Комментирует депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов:– Выделите ключевые положительные и отрицательные моменты, которые законопроект после того, как будет принят, привнесет в работу поставщиков и ритейлеров.

 

– Из положительного два момента: возможно, благодаря новому законопроекту, государство возьмет под контроль цены на лекарства, которые регулировать надо в обязательном порядке. Также внушает оптимизм и комплексная регламентация взаимоотношений между, осуществляющими торговую деятельность и органами государственной власти и местного самоуправления. До сегодняшнего дня в федеральном законодательстве была полная неразбериха, порождающая самоуправство местных органов власти. Теперь, хочется надеяться, наступит упорядоченность.Что касается минусов. Экономическая азбучная истина гласит: понижение стоимости продуктов питания происходит за счет конкуренции. Снизить цены может только приход на рынок новых крупных и небольших торговых сетей, представителей малого и среднего бизнеса: чем больше конкуренции, тем быстрее произойдет насыщение рынка. Торговля должна регулироваться не административными, а экономическими, рыночными методами. Но, очевидно, российскому правительству чего-то не хватило, чтобы разработать экономический порядок регулирования. Предлагаемые административные рычаги приведут лишь к увеличению чиновничьего аппарата. Недаром исполнение закона, после его принятия, поручено Федеральной антимонопольной службе. То есть, надзирающих органов станет больше, из-за чего российская торговля  не сможет развиваться.  

– Какие положения проекта документа требуют доработки?

– Законопроекту не хватает экономических способов регулирования, которые скорей всего выйдут за рамки данного законопроекта. Возможно, закон будут дорабатывать при помощи различных поправок.  

 

– Каковы перспективы этого законопроекта? В какие сроки он может быть принят?

– Судя по тому, что законопроект вносят в Госдуму во время каникул, он будет рассмотрен в начале осенней сессии. Но так как в Госдуме большинство представителей «Единой России», скорей всего законопроект примут достаточно быстро. Единственно, кто в состоянии затормозить процесс утверждения  – крупный бизнес, который может потребовать включить в проект экономические способы регулирования.  Вместе с тем, я бы лично не торопился с принятием законопроекта. Сдерживающим фактором здесь является экономический кризис, влияние которого оказалось довольно серьезным для всех субъектов торговой деятельности. С конца 2008 года темпы роста оборота оптовой и розничной торговли значительно замедлились. Особенно такая динамика ощущается в торговле продовольственными товарами из-за падения потребительского спроса в связи со снижением реальных доходов населения и ростом цен. Оборот в «рознице» упал более чем на 2% и впервые за 9 лет оказался отрицательным. Основную долю в потребительской корзине семей стали составлять продукты питания, причем многие предпочитают покупать их не в магазинах, а на рынках. Поэтому ухудшать законом и без того неустойчивое положение сетей, на мой взгляд, как минимум – неэффективно. До кризиса они активно развивались, привлекали кредиты, платили налоги, обеспечивали население дополнительными рабочими местами. Сегодня с кредитами сложилась непростая ситуация: их очень сложно получить, плюс выросли проценты по кредиту. Как следствие у торговых сетей довольно много проблем.   

 

– Приведите примеры из практики.

 

– Самый яркий пример отрицательного влияния на торговлю административных методов регулирования – ОАО «АВТОВАЗ». Сколько правительство не защищает автогигант, сколько не осуществляет дополнительную господдержку, произведенные в Тольятти автомобили лучше не становятся. Потому что подобная опека не стимулирует на предприятии создание конкурентоспособной, живой, управленческой модели.Еще пример, в Перми есть общественная организация инвалидов, которая занимается предпринимательской деятельностью – торгует мелкими товарами на городской площади. На площади нет возможности подключить кассовый аппарат, однако налоговая инспекция  постоянно предъявляет инвалидам требования. Рядом с инвалидами торгуют представители Закавказья и тоже без кассового аппарата. К ним налоговая не предъявляет никаких требований. Как говорится, делайте выводы.

Административные способы регулирования, применяющиеся в нашей стране десятилетиями не приносят ничего хорошего для российской экономики, потому что не стимулируют ее развитие, а тормозят. Хоть общие слова в законопроекте прописаны замечательно, но он не полезен экономике, более того – вреден!

 

 http://www.kbeschetnov.ru/