С большим отставанием от Европы и США на российском рынке появились сайты бесплатных частных объявлений. Пионером среди проектов нового формата стала «Сландо» – дочерняя структура популярного аукциона eBay. Прошло всего два года, но компании уже приходится жестко конкурировать с многочисленными соперниками.

 

С первых дней существования бумажных СМИ в них печатали частные объявления. Самым действенным способом найти продавца или покупателя всегда были газеты и журналы. Интернет позволил увеличить эту аудиторию на несколько порядков.

Довольно быстро появились онлайновые барахолки и аукционы. Правда, в России такие проекты долго не приживались. По словам Леонида Делицына, аналитика «Финама», у соотечественников есть некое предубеждение против покупки секонд-хенда. По объявлениям хорошо продаются дорогие товары, например, автомобили, мебель или техника. Поэтому специализированные сайты вроде «Авто.ру» уже несколько лет ежедневно привлекают тысячи посетителей, тогда как порталы, где собраны самые разные категории товаров, особой популярностью не пользуются. Например, интернет-аукцион «Молоток.ру», который претендовал на статус российского аналога еBay, за несколько лет своего существования так и не стал заметным игроком Рунета. Однако в последние два года ситуация начала меняться. «Молоток.ру» был куплен международной группой Tradus Plc. Компания развивает проекты электронной коммерции и обслуживает более 7 миллионов пользователей, ежегодно совершающих около 50 миллионов сделок на сайтах стран Восточной Европы.

Инвестиции и шансы на развитие получил не только «Молоток.ру», но и еще множество похожих стартапов Рунета. На рынке появились новые амбициозные игроки, которые приучают пользователей торговать в Сети всем, чем угодно: начиная от котят и рыбок и заканчивая островами и лимузинами. Два года назад свое представительство в Рунете открыла «дочка» еBay – компания «Сландо».

 

Как вы яхту назовете

 

Идея создать в Интернете доску бесплатных объявлений пришла в голову британцу Майклу Пеннингтону. В 2000 году он и его товарищи запустили сайт gumtree.com, который вскоре стал самым крупным ресурсом в своем роде. Через некоторое время Пеннингтон благополучно продал его владельцам eBay. Но предприниматель решил тиражировать успешную идею и собрал команду для нового стартапа, чтобы продвигать его на других рынках. Компания eBay получила долю в этом проекте. Название партнеры придумывали методом мозгового штурма. Сотрудники предлагали свои варианты, которые затем тестировались на представителях разных стран. Так возникло ничего не значащее слово «сландо». Первым в 2006 году был запущен русскоязычный сайт компании в зоне ru.

Несмотря на то что главный офис фирмы находится в Лондоне, на сайте «Сландо» указан московский номер телефона, который переадресует звонок в Англию. Секретарь отвечает по-английски, но, услышав русскую речь, легко переходит на русский без акцента. Вообще, в фирме работает немало россиян. Генеральный директор компании Константин Калабин учился в Уральском государственном техническом университете, в 2001 году выиграл грант и продолжил учебу в Голландии. Стажировался в течение четырех лет в компании, продающей подержанные автомобили. Затем пришел в «Сландо» по объявлению в газете. Директор по маркетингу компании Андрей Добрынин пришел в «Сландо» сразу же после получения MBA. Деньги на учебу он заработал на предыдущем месте службы. До «Сландо» Добрынин был директором компании «Медиасайт» в Екатеринбурге, которая среди прочих проектов развивает ресурс rabota66.ru, а также городской портал Екатеринбурга – 66.ru (две шестерки – код автомобильных номеров региона).

 

Вызов к доске

 

Многочисленные конкуренты – не единственная проблема «Сландо» и других подобных ресурсов. По словам экспертов, население России не спешит торговать б/у вещами в Сети. Среди основных причин, по которым люди редко совершают онлайновые сделки, называют низкое проникновение Интернета и страх перед электронными платежами. Кроме того, существует проблема мошенничества в Сети. Добрынин утверждает, что в России сетевое мошенничество еще не так развито, как в других странах. Он расказывает о жителе Португалии, который приобрел по объявлению на «Сландо» автомобиль, заплатил деньги, но машину так и не получил. По его словам, российские пользователи не столь беспечны, чтобы покупать автомобиль вслепую. Для борьбы с мошенниками на «Сландо» используется обязательная премодерация всех объявлений, а также ведется список недобросовестных пользователей (адрес, телефон, IP-адрес, имя и т.д.) и компаний. Также есть специальная кнопка «пожаловаться», с помощью которой собирается досье в черный список. Как правило, мошенники действуют по отработанным схемам, которые можно выявить еще при чтении объявления.

На сегодняшний день «Сландо» работает уже в десяти странах: России, Белоруссии, Чехии, Словакии, Венгрии, Португалии, Греции, Бразилии, Казахстане и на Украине. Конечно, самым посещаемым является русскоязычный проект. При этом очень быстро растет аудитория украинского сайта, который был запущен чуть больше года назад – в феврале 2007-го – и уже обогнал все аналогичные местные ресурсы. Кроме того, существуют локальные версии российского «Сландо» для различных городов и регионов: Челябинск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Ростов, Кубань.

И все же эксперты сомневаются в радужном будущем подобных сервисов. Сейчас они развиваются за счет роста количества пользователей Интернета. Но доля тех, кто готов совершать сделки через доски объявлений, совсем невелика. По словам Антона Ворыхалова, аналитика iKS Consulting, основная причина, которая сдерживает пользователей таких порталов от бойкой торговли, – необходимость личной встречи для передачи покупки. «Такие сервисы нужны только для торговли крупными дорогостоящими товарами. Ради экономии в 100 рублей никто на другой конец города не поедет. К тому же в мегаполисах проблемы с передвижением только усугубляются», – объясняет Ворыхалов. Действительно, согласно статистике, самые популярные разделы «Сландо» – продажа автомобилей, недвижимости, а также знакомства. Но в этих сферах существуют специализированные сайты, дающие гораздо больший выбор и функциональные возможности. По словам Ворыхалова, доскам объявлений конкурировать с тематическими порталами практически бесполезно. Аналитик считает, что в лучшем случае сервисами, подобными «Сландо», будут пользоваться студенты.