Ключевое отличие каршеринга от традиционной аренды – более широкий набор услуг

Цифровые технологии все активнее внедряются в повседневную жизнь и уже изменили многие сферы до неузнаваемости. Так называемая уберизация позволяет использовать сервисы и услуги, которые были либо не по карману, либо сопряжены с дополнительными сложностями. Например, личный автомобиль. Голова начинала болеть еще до того, как покупатель отправлялся в салон: где хранить автомобиль? Смогу ли я припарковаться? А страховка? А доверенность для остальных членов семьи? Каршеринг, появившийся в России сравнительно недавно, уже обрел популярность, и, по прогнозам экспертов, рынок каршеринга в нашей стране станет одним из самых быстроразвивающихся в Европе. Благодаря чему стал возможен этот сервис и какие изменения ждут каршеринг в России в ближайшем будущем?

 

Передай другому

 

Каршеринг многие воспринимают как разновидность аренды автомобиля. Но это не совсем так. Благодаря цифровым технологиям, каршеринг более гибко подстраивается под нужды потребителей, он удобнее, чем традиционная аренда. Каршеринг исключает расходы на содержание транспортного средства, оплату парковки и на саму покупку машины. Впервые идея каршеринга появилась в Европе в начале 70-х годов, техническая реализация стала возможна в 90-е, а до России сервис добрался лишь в 2013 году и развивается семимильными шагами. В одной Москве, по данным официального сайта столицы, автопарк провайдеров каршеринговых услуг совокупно составляет 6,5 тыс. единиц. На 2018 год самый крупный парк компаний в Европе, предоставляющих каршериговые услуги, находится именно в Москве, рассказал «Умной Стране» Александр Сапов, CEO международного сервиса по организации трансферов и аренды автомобилей с водителем GetTransfer.com.

 

Компаний, предлагающих сервис краткосрочной аренды автомобилей, в России немало, но практически все они сосредоточены в крупных городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Среди лидеров рынка можно выделить BelkaCar (основана в 2015 году) и Яндекс Драйв, который появился в 2018 году и уже стал достаточно популярным. Делимобиль, созданный в 2015 году итальянцем Винченцо Трани, является самым популярным московским сервисом. Среди других компаний можно назвать YouDrive, Car4You, Anytime (к слову, это первая московская компания каршеринга), EasyRide и Car5.

 

Технологии

 

Ключевое отличие каршеринга от традиционной аренды – более широкий набор услуг, который реализован через мобильные приложения. «Заказать машину можно в любое время. В приложениях, как правило, представлены карты заправок, обозначены зоны завершения аренды, есть возможность привязки нескольких карт и т.д. У каждого приложения обязательно есть карта, на которой показано месторасположение машин, марка и цена. Пользователь выбирает для себя оптимальный вариант. В Европе, кроме открытия машины через мобильное приложение, водитель также может начать аренду с помощью RFID-карточек. Каждая машина, конечно же, привязана к системе спутникового слежения,  что делает угон практически невозможным», - рассказывает Александр Сапов.

 

С точки зрения регулирования штрафов, ответственности водителя, правил поведения в случае ДТП на Западе уже сформирована отлаженная система, считает независимый эксперт IT-отрасли Павел Терентьев. «Россия только начинает осваивать данный рынок, демонстрируя колоссальные темпы роста: к 2025 году, по предварительным прогнозам, совокупный парк каршеринговых автомобилей в России достигнет 40 тыс. штук. Известная каршеринговая компания YouDrive в своей работе активно применяет технологии искусственного интеллекта. Так, была разработана система для отслеживания мошенников, которая автоматически блокирует авто при попытке доступа к управлению с аккаунта, не принадлежащего зарегистрировавшему поездку пользователю. Данные автоматически отправляются в службу безопасности компании. Кроме того, специалистами YouDrive была внедрена система аутентификации пользователей по фотографии – сверка внешности водителя с его данными в аккаунте официального приложения.

 

В целом, технологии каршеринга, применяемые в России, помогают распределять автомобили по районам города в зависимости от потребностей рынка и нацелены на максимальную персонализацию: клиенты получают индивидуальные предложения вплоть до выбора конкретной марки автомобиля и иных элементов кастомизации». С точки зрения инфраструктуры, жителям Запада и Америки доступны «умный» паркинг, разработанный специально для арендованного транспорта, «умные» заправки, комплексные программы страхования и так далее, добавляет эксперт.

 

Системы расчета

 

Распространению каршеринга способствует также динамичное становление электронной коммерции, рассказала «Умной Стране» Юлия Носова, руководитель бизнес-проекта АТОЛ Онлайн, первого и крупнейшего в России сервиса по аренде контрольно-кассовой техники, предоставляющего свои услуги каршеринговым компаниям, в частности – «Делимобиль». «Всё больше потребителей делают сейчас покупки онлайн, прибегая к безналичной оплате. Ещё один мощный драйвер – законодательные изменения в сфере торговли и услуг населению. Прежде всего, это поправки в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники…». Они обязывают предприятия e-commerce использовать кассу при приеме платежей в Интернете, проведенных по банковской карте. В момент расчета такие предприятия должны отправлять электронный чек налоговой, а также покупателю – на e-mail или номер мобильного, указанный им в заказе.

 

Изменения в законодательстве привели к распространению новых ИТ-технологий в сфере российского каршеринга. Речь о сервисе по аренде онлайн-касс, который является исключительно отечественной инновацией. Она позволяет представителям e-commerce привести свой бизнес быстро, с минимальными трудовыми и финансовыми затратами. По сути, это облачное решение, которое предоставляется по модели KaaS, то есть как касса в аренду с ежемесячной оплатой услуг, надёжно защищённая и доступная круглосуточно».

 

Будущее

 

За рубежом происходит активное внедрение методов машинного обучения и модернизации IoT платформ, что уже в ближайшем будущем поможет применять беспилотные автомобили, рассказывает Терентьев. Так, корпорации Google, Tesla и Daimler занимаются разработкой и внедрением беспилотников в области транспортировки грузов, а компания Uber тестирует аналогичные авто для перевозки пассажиров.

 

По мнению Александра Сапова, появление беспилотников на российских дорогах ожидается к 2019-2020 гг. «Но прежде должны быть внесены изменения в работу дорог и в правила дорожного движения.  Беспилотные автомобили получают все большее распространение, крупные бренды (Mercedes-Benz, Audi, BMW, Toyota) уже представляют собственные модели. Но нельзя сказать, что Запад движется вперед, а Россия отстает в этом направлении. Несмотря на то, что каршеринг появился в нашей стране позже, мы не отстаем в развитии новых технологий. Однако есть существенная проблема: отсутствие отдельных парковок, которые в России пока не представлены. Еще один пример: в США почти в каждом штате есть каршеринговый сервис, в нашей стране они доступны только в крупных и туристических городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Сочи, Адлер, Севастополь, Геленджик).

 

Всё большее применение получит искусственный интеллект. Услуги каршеринга могут быть максимально персонализированы благодаря технологиям искусственного интеллекта. Автомобиль может быть полностью настроен под клиента: от пожелания по времени поездки до музыкальных предпочтений. При этом фокусировка на персонализации интересна не только клиентам сервисов. Машинное обучение позволит выявлять интересы и желания пользователей, предлагая на основе этого бонусные программы или, наоборот, предотвращая негативные последствия.  После внедрения новых технологий можно будет своевременно планировать техническое обслуживание автомобиля, благодаря алгоритмам искусственного интеллекта, полагает Сапов.

 

По оценке Павла Терентьева, рынок каршеринга претерпит множество изменений. В плюсе останутся те его игроки, которые будут развивать свой бизнес в виде региональных франшиз. «Так, в мае текущего года стало известно о продаже сервиса Anytime компании Mikro Kapital Group – акционеру Делимобиля. В ближайшие 5 лет можно будет наблюдать за процессом слияния и поглощения компаний: на рынке может остаться всего 2-3 агрегаторов из 12. В числе наиболее перспективных компаний - Яндекс.Драйв, BelkaCar и Делимобиль. Подобные слияния можно было наблюдать на рынке такси: речь идет о сервисах Яндекс.такси и Uber, которые прошли процедуру объединения в конце 2017 года. В итоге их совокупная доля на российском рынке за 2017 год составила 10,4% - второе место после оператора Fasten, в составе которого 5 крупных российских перевозчиков.

 

Помимо процессов слияния, будет наблюдаться развитие новых направлений, таких как корпоративный каршеринг и оперативный лизинг, каршеринг электромобилей и т.д. В будущем цены на услугу аренды транспорта могут снижаться за счет масштабирования деятельности компаний-агрегаторов и их популярность среди населения только возрастет. Все это естественным образом отразится на городской среде: в будущем люди возможно будут все чаще отказываться от собственного транспорта в пользу каршеринговых авто. Сервисы аренды автомобилей благодаря применению новейших технологий существенно повысят безопасность дорожного движения и гармонично впишутся в концепцию «Умного города», внедрение которой ожидается в течение следующих 7 лет», - считает Терентьев.

 

Конечно, каршеринг не решит в одночасье вопрос загруженности дорог, однако пользователь уже не привязан к автомобилю и может оставить его в любое время на ближайшей парковке. Постепенно с помощью сервисов проката в городах станет значительно меньше автомобилей. Как следствие - уровень загрязнения окружающей среды станет ниже, добавляет Сапов. «Важно, что арендованные машины не занимают парковочное место в течение всего дня, поэтому проблема отсутствия свободных парковок будет также частично решена. Однако большинство российских сервисов пока работают только в городах-миллионниках, и в этом российский рынок каршеринга уступает европейскому. Говоря о прогнозах, можем ожидать рост числа транспортных средства в автопарках, в том числе электромобилей, по всей стране в ближайшие 2 года».