С развитием средств массовой информации меняется и формаполучения этой самой информации. Три века назад мы могли лишь читать газеты ижурналы. Потом в них появились рисунки и фотографии, которые доносилиинформацию в другом виде, вызывая больший эмоциональный отклик. Далее нас сталиобслуживать радио, телевидение и, наконец, интернет. Сегодня, просматриваясайты, мы получаем коктейль из словесной и визуальной информации. Но и это непредел. Вскоре люди станут получать по каналам коммуникации тексты-ощущения, -об этом говорит Александр Ермак, современный «электрический» писатель.

По егословам, Интернет стал логическим продолжением развития технологий, позволяющихлюдям эффективно коммуницировать. Всечеловечество можно разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.Визуальный (самый распространенный) тип предпочитает получать информацию череззрительный канал, наблюдая за происходящим. Для этого типа, соответственно,очень удобно телевидение. Аудиалы предпочитают получать информацию с помощьюслуха. Они любят радио. Дигиталы, предпочитающие получать емкую, точную,логически выстроенную информацию, выбирают газеты и журналы. Кинестетикивоспринимают мир через ощущения и для них сегодня… нет соответствующегополноценного медиа. Необходимость в появлении такого канала диктуется не толькопотребностями кинестетиков, но также итем, что люди всех типов восприятия нуждаются, может быть и несколько в другоймере, в получении информации через ощущения (как кинестетикам также нужна изрительная, и аудио, и логическая информация).

АлександрЕрмак, думая о будущих взаимоотношениях писателей и читателей, провел пилотноеисследование, во время которого лично и в интернете респондентам задавалсяследующий вопрос: «Хотели бы Вы с помощью современных технологий получатьинформацию не только в печатном, аудио или визуальном виде, но также и кактактильные ощущения? Например, текст описывает грозу, которую Вы не тольковидите, слышите, но и ощущаете каплями дождя, падающими на ваши ладони».

Были получены следующиерезультаты. В интернете 59% опрошенных сказали «да», 41% - нет. В оффлайне 63%опрошенных сказали «да», 37% - нет[1].Таким образом, результаты данного исследования однозначно указали на два факта:

1. Среди нас есть как те, ктохотел бы получать информацию и через тактильные ощущения, так и те, кто этогоне хотел бы.

2. Среди тех, кто хотел быполучать информацию и через тактильные ощущения, несколько больше, чем тех, ктоэтого не хотел бы.

Задолго до эры интернета футуристыи писатели-фантасты предсказали его появление. Сегодня в фантастических книгахи фильмах фигурируют «чувственные, осязаемые» тексты, «войдя» в которые человекощущает все происходящее с ним, как наяву. Похоже, что, как и в случае с интернетом,сенсотексты (от лат. sensus − восприятие ощущений) вскоре станут обыденнойреальностью.

Александр Ермак отмечает, что опытыпо передаче тактильных ощущений, а также вкуса и запаха на расстоянии ведутсяуже достаточно давно. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков компанииDigiScent и Aromajet начали активно разрабатывать технологии по передачи запахаи вкуса на расстояние. В 2002 г. в университетских лабораториях Intel вБеркли был разработан браслет дружбы,который позволял людям, связанным близкими отношениями, обмениватьсяневербальной информацией — без слов достаточно ярко выражать эмоции и доводитьих до партнера. Через год технологию усовершенствовали: по интернету удалосьпередать ощущения одного человека другому от прикосновения к мягкому и твердому объекту, а также от предметовразличных форм. Удалось также записывать информацию, полученную отчеловека-генератора, и проигрывать ее сколько угодно раз. Так было получено нечто иное, как сенсотекст.

В 2010 г. компания Novint Technologies. Inc не только освоила технологии передачиощущений на расстоянии, но и разработала устройства, позволяющие «трогать»трехмерные виртуальные объекты, а также воздействовать на них. В 2017 г.аспирантка Лондонского городского университета Эмма Янн Чжан представилаустройство для смартфона, которое позволяет передавать поцелуи на расстоянии (спомощью специальных силиконовых губ).

Александр Ермак констатирует:эксперименты с сенсотекстом идут не просто успешно, его использование ужекоммерциализируется, и он начинает удовлетворять определенные (чувственные,тактильные) потребности человека. Очевидно, по мере совершенствованиятехнологий сенсотекст станет таким же привычным, как словесный или визуальный, Скореевсего, его использование привнесет окончательную гармонию в медиакоммуникацию,удовлетворяя наиболее полно все информационные потребности человека, какрационального, так и эмоционального характера. «Читатели» будут не толькопредставлять себе, видеть или слышать грозу, но и ощущать ее каплями дождя,падающими на ладони. «Читая» про холод, мы будем зябнуть, а оказавшись вСахаре, почувствуем ее зной…

Справочная информация об Александре Ермаке

Ермак Александр Николаевич родился вНовосибирске. Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Публицист,прозаик и драматург. Автор «Литературной газеты», «Известий», «Комсомольскойправды» и т.д. Автор нескольких десятков художественных произведений. Финалистконкурса коротких рассказов им. А.Барсукова, международного драматургическогоконкурса «Премьера», кинопродюсерского конкурса «Хай-концепт», конкурса«Электронная буква - 2019». Победитель драматургических конкурсов «Из интернетана сцену» и «Человек».

Елена Новикова,

Пресс-секретарь Александра Ермака

E-mail: elen1855@mail.ru