«Дети в школах должны быть защищены от вмешательства шарлатанов и непрофессионалов»

 

Данное решение было одним из основных, принятых 12 августа 2008г. на круглом столе «Психология в школах – проблемы или решения?». Круглый стол прошел в Московском доме общественных организаций. В круглом столе приняли участие д.п.н. профессор, председатель Совета директоров школ России Турбовской Яков Семенович, президент Академии гуманитарных исследований Мариносян Хачатур Эмильевич, профессор-консультант Лиги народов России (координационный совет) Березовская Татьяна Юрьевна, академик РАН Демина Наталья Александровна, а также практикующие психологи, юристы и правозащитники.

Участники круглого стола собрались для оценки эффективности деятельности психологов в школе. Отдавая должное тому, что в некоторых случаях помощь психолога может быть необходима, участники круглого стола в тоже время обращают внимание на возросшее число случаев неправомерных действий со стороны психологов и психологических служб в школах.

Уполномоченная Гражданской комиссии по правам человека Доринская Софья Рашитовна, открывшая круглый стол, представила всем участникам фильм телекомпании ТВЦ о психологическом эксперименте в школе № 953 г.Москвы. В фильме с участием родителей пострадавших школьников было показано, что после уроков психологической разгрузки некоторые школьники впадали в транс, с ними случались истерические приступы. Здоровье некоторых школьников потребовало медицинского вмешательства после уроков психологии. Фильм был снят и показан по ТВ в 2006 году, тем не менее, Софья Рашитовна особо подчеркнула, что никаких реальных правовых мер так до сих пор и не было предпринято в отношении психологов школы № 953 г. Москвы.

Софья Рашитовна обнародовала другие случаи некомпетентного вмешательства психологов в жизнь учащихся и их родителей, в том числе, участники круглого стола уделили внимание скандальному случаю в Екатеринбурге, когда психологический центр «Холис» пропагандировал сексуальную распущенность и извращенное поведение под видом профилактики СПИДа. Данное «образование» проходило с участием Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ. Такие программы по заявлению СМИ были распространены в 40 школах Екатеринбурга и на 35 регионов России.

Участники круглого стола подчеркнули момент, который объединяет все эти случаи – родители узнавали о деятельности психологов уже после того, как воздействие началось, и психологические изменения в ребенке становились заметными.

Турбовской Яков Семенович, д.п.н. профессор, председатель Совета директоров школ России, заметил в своем выступлении, что «психологи в школе в лучшем случае могут давать советы родителям и учителям, а не заниматься вивисекцией» и, что, «если люди не проявят компетентности к детям, случится катастрофа».

Рассмотрев все доступные законы и подзаконные акты, участники круглого стола не нашли ни одного, где точно указывалось бы, что психологическое тестирование, уроки или любые другие воздействия должны проходить строго при письменном согласии родителей, и что родители вправе остановить психологическое воздействие на ребенка в любой момент без последствий для себя и ребенка. И хотя необходимость этого согласия очевидна для юристов из текста Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и других нормативных актов, нередко сложности в обеспечении прав детей и родителей вызваны именно фактом отсутствия прямого указания на указанный выше факт в специально посвященном этому нормативном акте.

После окончания обсуждений все участники круглого стола подписали резолюцию-обращение к членам Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ с просьбой внести на рассмотрение ГД РФ законопроект, который бы четко регламентировал работу психологов в школах, при этом в этом документе была бы четко прописана добровольность и обязательное письменное согласие родителей перед психологическим тестированием или воздействием. В законе должно быть однозначно прописан рекомендательный характер выводов психолога и законная возможность родителей отказаться от услуг и рекомендаций психолога без последствий и ущемления прав ребенка и родителей.

Лица, принявшие участие в Круглом столе, однозначно постановили, что подобное законодательное регулирования работы психологов в школах не может нанести урон настоящим профессионалам, работающим в школе, и в тоже время оградит школьников и коллективы школ от вмешательства шарлатанов и непрофессионалов, что в свою очередь укрепит авторитет профессионалов.

Более того, данный закон позволит школе более активно вовлекать родителей в учебный и воспитательный процесс, что приведет к укреплению родителей в их праве воспитывать ребенка, согласно статье 63 п 1. Семейного Кодекса РФ, гласящей «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».