В современных реалиях вопросы трудоустройства выпускников вузов выходят на первый план.

Серьезным препятствованием студенческого трудоустройства является несоразмерность количества и направлений подготовки специалистов потребностям рынка труда. Это создает предпосылки роста безработицы среди студентов-выпускников. Данные предпосылки приводят к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая высшее учебное заведение, вынуждена получать статус безработного или время поиска работы неоправданно увеличивается. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, 1/3 - с высшим и средним профессиональным образованием.

Сегодня многие работодатели не стремятся брать студентов-выпускников на работу в основном из-за отсутствия стажа работы. Недостаток теоретических знаний и опыта часто становится главным фактором при отказе в приеме на работу.

Очень большой трудностью трудоустройства студентов-выпускников является устройство на работу по специальности, полученной в ВУЗе. Многие выпускники ВУЗов вынуждены проходить переподготовку после окончания обучения.

Основой успешности трудоустройства является наличие опыта работы по специальности, трудовые навыки и так называемые «связи, блат».

Многие студенты предпочитают высокую зарплату (часто не соответствующую уровню навыков и знаний) другим аспектам при трудоустройстве.

Основными факторами, сдерживающими эффективное трудоустройство студентов-выпускников учреждений высшего образования, являются:

- удаленность места работы от места жительства или вуза;

- часто завышенная самооценка своего уровня квалификации;

- недостаточная заинтересованность ВУЗов в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы со студентами-выпускниками;

- отсутствие навыков ведения переговоров с работодателями;

- отсутствие взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг;

- недостаточное внимание ВУЗов к изучению изменений нормативно-правовой базы к квалификациям работников на рынке труда;

- отсутствие в вузах баз данных вакансий по профессиям и специальностям, ориентированных на специализацию вуза;

Работодатели в основном ориентированы на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие, очень часто требования работодателей – наличие опыта, а где его взять выпускнику, если студенту-очнику надо учиться, а не работать.

Чем выше успеваемость студента была при обучении, социализация в обществе, тем больше вероятность трудоустройства вообще и по специальности в частности.

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики в 2019 году из вузов нашей страны было выпущено 933,2 тысяч специалистов высшего образования, а потребность организаций в работниках на этот же год составила 723,5 тысяч человек. Это говорит о том, что существует определенная конкуренция на рынке труда, и это создает определенные трудности при трудоустройстве студентов-выпускников.

АВТОР: Какадий Игорь Иванович, кандидат военных наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» МГППУ