– Константин Викторович, расскажите о создании федерального университета в Перми. Каковы сроки реализации данного проекта?

 – Сегодня многие регионы борются за создание федерального университета на своей территории. К сожалению, пока Пермский край сильно отстает по срокам в этой гонке. Но как не парадоксально, догнать «конкурентов» в вопросах создания концепции вуза и в соответствующих переговорах на федеральном уровне нам поможет кризис. Дело в том, что некоторые регионы, которые ранее были готовы активно бороться за создание у себя федерального университета, в нынешних экономических условиях отложили проект на два-три года. Пермский край воспользуется этим временем – это станет ярким прецедентом для всей страны, как необходимо действовать в условиях кризиса. Безусловно, создать безупречную модель, «лекало» для других регионов, которые потом смогут перенять наш опыт  – задача не из легких. Но, как говориться, глаза боятся, а руки делают: примерный срок начала реализации проекта по созданию в Пермском крае федерального университета – 2010 год.  

 

– Какие организации, учреждения, компании привлечены к созданию в Пермском крае федерального университета?

 – Не так давно в Перми прошел семинар на тему создания в регионе федерального университета, в котором принял участие губернатор края Олег Чиркунов, генеральный директор «Холдинг МИЭЛЬ» Евгений Плаксенков, партнер The Amrop Hever Group Антон Стороженко, председатель Совета директоров РАО «Росавтотранс» Наталья Иванова, представители ОАО «Соликамскбумпром», ЧМЗ, «Мотовилихинские заводы», «Протон-ПМ», региональное отделение Росгосстраха. Это не первое мероприятие на котором обсуждалась концепция создания федерального вуза в крае, в этом направлении ведется активная работа уже несколько лет.  

 

– Какие преимущества получит Пермский край в результате создания федерального вуза?

 – С точки зрения федерального восприятия территории появится реальная возможность стать новым центром России. Это звучит громко, но задача вполне выполнимая. Начнется новое экономическое и финансовое развитие региона, появится интересная работа, в разы увеличится заработная плата, возникнут более масштабные социальные программы и т.д. Благодаря выпускникам федерального университета, которые будут востребованы не только в крае, но и на федеральном уровне, за рубежом, появится множество точек опоры на разных уровнях власти, следовательно существенно больше способов решения задач Прикамья.  

 

– Чем Федеральный вуз отличается от обычного? Сейчас многие производители жалуются, что уровень выпускников вузов не соответствует их запросам. Как с этой проблемой планируют справляться в федеральном университете?

 – Федеральный отличается от обычного – масштабами. Сейчас в мире большое значение приобретают мега-университеты, к образовательному процессу которых подключается большое количество студентов.Федеральные университеты – не слепое копирование зарубежного опыта, они создаются с учетом российских особенностей. Федеральный вуз – это крупная структура развития, призванная объединить образование с отраслевыми секторами экономики. Благодаря данным учебным заведениям в стране возникнет другая промышленность, инновационная экономика, произойдет переход к экономике с высокой добавленной стоимостью и создание рынка нематериальных активов, которые в будущем станут предметом залога и расчета, собственностью, финансовым рычагом. Сегодняшнее отечественное образование чрезвычайно отстало от потребностей реального отраслевого сектора, бизнеса и власти. Как показывает практика только 40% выпускников российских вузов идут работать по специальности, остальные рассредоточиваются в других отраслях. Получается, что деньги, выделенные из госбюджета на высшее образование, потрачены зря.Чтобы получить высококлассных специалистов промышленники вынуждены создавать при производствах корпоративные университеты, а это гигантские расходы и неэффективность действующей образовательной системы.В этом отношении ситуация в Пермском крае относительно стабильная, чем в целом по стране – предприятия делают заказы вузам на определенную категорию специалистов. Но нет предела совершенству: промышленности, отраслям, бизнесу необходимо искать точки соприкосновения с образовательной системой, тогда все получат специалистов, в которых нуждаются. В мире не так много вузов, которые могут похвастаться, что их выпускники стали президентами, известными учеными, миллиардерами, достигли высоких результатов в культуре, стали передовыми лидерами в своих профессиональных областях. Поэтому наша сверх задача создать такую образовательную структуру, которая претендовала бы на это звание.  

 

– Какие дисциплины будут изучать в Федеральном вузе? Какого уровня специалистов готовить?

 

  Базовый уровень по всей видимости будет одинаков с обычными вузами, но специализации сильно отличаться. Чтобы окончательно определиться каким быть федеральному университету в крае, нужно понять какое будущее уготовано Прикамью, в каком направлении он намерен развиваться. Следует понять какова роль края в масштабах экономики, политики, социальной жизни всей страны через 10-15-20 лет. Это сложный вопрос, который очень активно сейчас прорабатывается. От его решения зависят задачи будущего вуза и наполнение его факультетами.  Очень хотелось, чтобы в федеральных университетах учились российские и иностранные студенты, будущая элита страны в области бизнеса, власти, международных отношений. В вузе должны практиковаться новые методики образования, направленные на самосовершенствование студентов, чтобы молодые люди не только развивались самостоятельно, но и увлекали своим примером однокурсников, друзей. Очень важно, чтобы образовательный процесс строился на индивидуальном подходе к каждому студенту, чтобы помочь понять какая профессия им по душе и в какой отрасли они будут востребованы. Студент должен стать неповторимым, уникальным, личностью – такова главная цель создания Федеральных университетов. Я не говорю, что в вузах будут выращивать исключительно политиков и бизнесменов, главное – выпускники должны расти, развиваться и  самосовершенствоваться всю жизнь.Неоднократно общаясь со студентами края, я убедился, что многие обладают целеустремленностью, не боятся трудностей, ставят перед собой запредельные задачи. За такими сильными личностями – будущее страны. Также неоднократно встречался с пермскими преподавателями-новаторами, краевой образовательной элитой, которая идет в ногу со временем и осознает все недостатки отечественной образовательной системы. Главное необходимо понять, что создание федерального вуза в Перми – это коллективный труд и без помощи краевой образовательной элиты, исполнительной и законодательной власти, представителей промышленности, различных отраслей бизнеса и так далее, нам не обойтись.