Для осуществления государственных и рабочих визитов мировые лидеры используют особую авиационную технику, которая серьезно отличается от гражданских версий одних и тех же лайнеров. В марте в одном из крупнейших среднеазиатских государств прошла смена власти, в результате чего президентом Казахстана стал Касым Токаев. Какой самолет использует в качестве борта номер один новый глава государства и на чем сегодня летают его коллеги? В этом вопросе разбирались журналисты авиационного чартерного сервиса ACS, собравшие данные практически о всех главах государств.

Четыре пункта управления на выбор


Российский лидер использует в качестве своего борта номер один самолет отечественного производства – ИЛ-96-300ПУ, причем, сразу четыре. Это связано с особым режимом безопасности, который действует в отношении первого лица государства и выражается в том, что никто, даже самые высокопоставленные лица в администрации президента России не располагают информацией о том, на каком из четырех лайнеров полетит сам Владимир Путин, а на каких члены делегации и журналисты.


Соображениями безопасности были продиктованы и технические доработки, которые существенно улучшили характеристики ИЛ-96-300 по сравнению с базовой гражданской моделью. В частности, за счет увеличения объема топливных баков и снижения расхода топлива удалось добиться гораздо большей дальности полета. За непосредственную безопасность главы государства в воздухе отвечает бортовая система ПВО (автомат постановки помех и комплекс антирадаров). Кроме того, корпус президентского ИЛ-96-300 обработан специальным составом, снижающим заметность лайнера для РЛС. Ну и, разумеется, не обошлось без установки на борт номер один самых разнообразных систем связи, которые позволяют Владимиру Путину держать в своих руках все нити управления страной, даже находясь в тысячах километрах от нее.


Что касается интерьера ИЛ-96-300, то он вполне функционален. Российский лидер во время продолжительного полета может отдохнуть в просторной (по меркам авиации) спальне, сходить в душ, поработать в отдельном кабинете и даже сходить в спортзал.


Доналд Трамп и «Джамбо Джеты»


Президент США Дональд Трамп также использует в качестве борта номер один самолеты отечественного производства. В его случае это два совершенно идентичных Boeing 747-200B, переоборудованных в крылатые пункты управления. На каждом из лайнеров установлено несколько систем связи, в том числе и полностью защищенной, и собственная система противодействия ракетной опасности. Интересно, что конструкторы не стали ограничиваться простым увеличением дальности полета американского борта номер один за счет оптимизации расхода топлива и увеличения объема топливных баков, - они пошли еще дальше и предусмотрели для Air Force One систему дозаправки в воздухе, так что в случае необходимости американский президент может оставаться в небе неограниченно долгое время.


Комфорт Дональда Трампа на борту Boeing 747-200B так же обеспечивается наличием ванной, спальни, рабочего кабинета, тренажерного зала и даже полностью оборудованной операционной.


Ангела Меркель и Теодор Хойс


В Германии обеспечением полетов первого лица государства и высокопоставленных членов правительственных делегаций занимается отдельное подразделение Бундесвера численностью около 1000 человек, которые, тем не менее, заняты сугубо гражданской деятельностью.


В зависимости от дальности перелета канцлер Германии Ангела Меркель может быть пассажиркой или одного из вертолетов Eurocopter (чаще всего используются для перемещений между землями внутри страны), или Bombardier Global (в пределах континентальной Европы). Для осуществления государственных визитов чаще всего используются два Airbus A319-133X (на дальность не более 5000 километров). В качестве техники для «особых» случаев служат два абсолютно идентичных Airbus A340-313X VIP, которым даже дали собственные имена: Конрад Аденауэр и Теодор Хойс. На борту каждого из них есть отдельное изолированное помещение для фрау Меркель, где она может принять душ, отдохнуть или провести переговоры (в том числе по видеосвязи). Остальное пространство салона отдано пассажирам (членам делегации), число которых может достигать 170 человек.