При нанесении лакокрасочных материалов (ЛКМ) на внутренние поверхности грузового пространства развозных фургонов также должны соблюдаться требования высокого качества. В легковых автомобилях покраске подлежит лишь малая часть салона, поскольку большая часть салона будет позднее обшита другими материалами. Кроме того, части нуждающиеся во внутренней окраске расположены в области дверей и капота. При автоматизированной покраске двери и капот открываются автоматически и окрасочные роботы без проблем достают до предназначенных к покраске поверхностей.  

 

В случае же с развозными фургонами окрасочным роботам не так просто проникнуть во внутреннее пространство автомобиля: кузова таких автомобилей либо вовсе не имеют сбоку возможностей доступа для роботов, либо эти возможности ограничены. Робот может проникнуть внутрь автомобиля только через заднюю часть кузова. 

 

Существуют два метода покраски такого типа автомобилей: первый – кузов подаётся задним ходом и помещается над стационарно установленным окрасочным роботом; второй – (и это наиболее распространённое решение) робот помещается на поворотной руке и таким образом вводится в кузов. В дополнение к этому поворотное устройство может быть установлено на направляющей. В целом для покраски всех областей внутреннего пространства автомобиля может быть задействовано до восьми осей. 

 

Обычно для нанесения лакокрасочных материалов используются воздушные распылители. Благодаря этим распылителям, частично также двойным распылителям, может быть нанесён большой объём ЛКМ (800-1000 мл/мин). Кинетическая энергия при этом виде распыления сравнительно высока, поэтому распылённый лак образует лакокрасочный туман – «Overspray». Это означает, что не все частицы краски попадают на кузов. «Overspray» приводит, кроме того, к загрязнению камеры, т.к. через отверстия кузова, такие как окна и двери, лакировочный туман проникает из внутреннего пространства кузова в камеру. Степень эффективности нанесения ЛКМ в таких установках составляет приблизительно от 35 до 50 %. 

 

Именно из-за этих недостатков на смену методам воздушного распыления всё чаще приходит метод электростатической покраски. При этом методе лакокрасочный материал распыляется с меньшей кинетической энергией. За счёт заряда ЛКМ высоковольтным напряжением частицы краски следуют по силовым линиям электрического поля к заземлённому кузову. Степень эффективности нанесения ЛКМ повышается до 50 – 80 %. Это значит: расход лакокрасочного материала и уровень загрязнения камеры снижаются, в то время как качество покраски возрастает. 

 

В одном из покрасочных цехов в Польше для нанесения прозрачного лака во внутреннее помещение развозных фургонов и автомобилей малой грузоподъёмности применяются распылители компании Dürr типа EcoBell2. Каждая из двух параллельных линий оснащена окрасочным роботом  EcoRP8 с с поворотной рукой компании Dürr. Кузова, в режиме движения с частыми остановками, выводятся по направляющей в позицию ожидания зоны внутренней покраски. После того как окончена покраска предыдущего кузова, робот выходит из позиции покраски и освобождает дорогу следующему кузову. В этот момент происходит процесс промывки и подготовки для следующей покраски, а если это требуется, то и чистка распылителя с помощью автоматического устройства чистки распылителя EcoBell Cleaner компании Dürr. Как только кузов введён  в зону покраски, робот переходит в позицию нанесения ЛКМ. С помощью направляющей и осей вращения робот может быть установлен в любую необходимую позицию для нанесения ЛКМ во внутреннем пространстве автомобиля. Процессы перемещения и покраски программируются в автономном моделировании в соответствии с тем или иным типом автомобиля и затем переносятся на блок управления роботом. 

Основные параметры линии: доля утечки ЛКМ – от 250 до 700 мл (в основном от 400 до 600 мл), расход воздуха – от 350 до 600 Нл/мин (в основном от 500 до 600 Нл/мин), число оборотов распылителя – 50000 мин-1, постоянное высокое напряжение в 50 кВ, время цикла – 96 сек. В сравнении с применяемыми ранее воздушными распылителями использование электростатической покраски позволило сократить расход ЛКМ на 15 % и значительно улучшить качество покраски.