Этой теме был посвящены «параллельные» круглые столы, организованные одновременно в Петербурге и Москве в рамках развития проекта «Медиа-среда», уже давно зарекомендовавшего себя в Санкт-Петербурге. 

С начала 2012 года мероприятия «Медиа-среды» обрели новый формат — межрегиональный: они проходят синхронно в двух столицах, в дальнейшем агентство Shadursky Promotion и НП «СИАЦ» (организаторы проекта) планируют распространить их на другие крупные города. Участники, находящиеся на расстоянии друг от друга, получают возможность обсуждать заданную тему и отвечать на вопросы представителей СМИ в режиме реального времени, с помощью интернета.  

Как считает руководитель проекта «Медиа-среда», генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion Егор Шадурский, важность темы трудно переоценить: «Пятая часть населения Москвы, Петербурга и всей России — автовладельцы. Их напрямую касаются новые правила. Они только еще внедряются в жизнь, и на этом этапе необходимо публично обсуждать, какие проблемы обозначаются уже сейчас — пока они не успели укорениться в ежедневной практике. Полоть легче, чем выкорчевывать».  

 Проблемы действительно существуют. Вот что говорит  Николай Игошин, заместитель генерального директора по взаимодействию с РСА по вопросам автострахования страховой компании «Северная казна»: «К сожалению, не все станции технического осмотра, которые могут по аккредитации проводить ТО, готовы предоставить услугу в полном объеме, не только пройти техосмотр и выдать техническую карту, но и выдать талон технического осмотра на руки потребителю. Сложность заключается в том, что у нескольких законодательных актов и некоторых исполнителей возникли, назовем это так-пустые места: несостыковки, недоговоренности либо невыполнение. Из этого возникают определенные трудности, которые мы пытаемся решать». Однако, по словам Игошина, по крайней мере не стоит волноваться из-за того, что у автолюбителей возникнет, например, проблема нехватки талонов: «Тех, которые были выданы ранее и  находились на руках госавтоинспекции, достаточно для того, желающие могли пройти техосмотр в январе-феврале-марте».

 

 Вполне оптимистичен и его петербургский коллега —  Валентин Афанасьев, директор петербургского филиала страховой компании «Северная казна». По его мнению, мы находимся в «переходном периоде», который скоро закончится — после сдачи отчетности в РСА. (Это связано, в том числе, и с длительными новогодними каникулами). «Наступает новый этап, сейчас происходит разделение по станциям ТО, большинство станций уже оборудуют  у себя рабочие места для агентов страховых компаний, дают им возможность оформлять продажи своего продукта прямо на месте». Таким образом, облегчается жизнь автовладельцев.

В самой «увязке» страхового полиса с техосмотром есть логика, считает Владимир Афанасьев — не подлежит никакому сомнению, что неисправное транспортное средство не должно выезжать на дорогу, а факт выдачи полиса должен включать в себя некую гарантию исправности ТС.

Константин Байков, руководитель Страхового информационно-аналитического центра (НП «СИАЦ»), постарался заострить внимание на необычной ситуации: «В результате нововведений работу структур-«нестраховщиков» отныне контролируют страховщики. Каковы нюансы ситуации?»

В ответ Евгений Дубенский — президент Союза страховщиков СПб и СЗ — постарался подробно обрисовать общую сложную картину с техосмотром автомобилей на момент вступления в силу законодательных изменений в этой области. «В Западной Европе такая система техосмотра существует. (Это к тому, что звучали голоса об отмене техосмотра вообще). У них, конечно, другой автопарк — и по возрасту, и так, сказать, по содержанию. Если не брать столиц, то 60 процентов автопарка у нас — это машины российских и даже советских производителей. Что касается контроля со стороны страховщиков — то у нас часто говорили: будем осуществлять контроль через регресс, будем выдвигать требования к станциям, неправильно произведшим техосмотр, в результате чего произошла авария и был нанесен ущерб. На Западе это действительно работает». Но в России, по его словам, менее чем у 1 процента дорожно-транспортных происшествий (согласно официальной статистике) в качестве причины фиксируется аварийное состояние ТС. При этом реально проблема неисправных автомобилей на дорогах существует: «Вот недавно в Архангельске произошел случай: автомобиль въехал в витрину магазина, был нанесен ущерб около 500 тысяч рублей. Оказалось, у водителя были неисправны тормоза. В Германии бы обратили на это внимание — почему неисправны тормоза? У нас реально не проводятся подобного рода экспертизы: на любой станции ТО скажут: у нас на стенде было все в порядке, а потом водитель въехал в яму, или еще что-то случилось, и мы ни при чем».

Евгений Дубенский рассказал также о уже возникшей практике обхода нового закона. Ирэна Анискевич — страховой эксперт-аналитик и консультант — подтверждает, что такие случаи есть: «Кто-то оформляет полисы задним числом, декабрем прошлого года, без талона о техосмотре».

Но Евгений Дубенский пессимизма не испытывает — за исключением одной, облетевшей уже все СМИ, особо скандальных историй он пока не смог привести. Во-первых, по его мнению, многие компании реально обзвонили своих клиентов в декабре, а не «задним числом», и предложили заключить договоры на старых условиях. Во вторых, у нас в Петербурге достаточно большое число новых автомобилей, поэтому техосмотр им 3 года не требуется .  В-третьих, талоны получили более 40 станций. С точки зрения клиента, говорит Дубенский, процедура ТО сейчас проходит замечательно: быстро и недорого. «Ушла, что будем скрывать, коррупционная составляющая со стороны ГИБДД, которая иногда доходила до 80 процентов. Для новых участников открыты ворота: сейчас не нужно никаких отдельных проверок, теперь РСА рассматривает заявки. Есть ключевой момент: без техосмотра вы не получите ОСАГО, исходя из этого, и формируются новые принципы работы». Существует, однако, проблема с некоторыми страховыми компаниями: в своем стремлении не упустить клиента: так, один из лидеров рынка предоставляет некую комплексную услугу, к законности которой формально трудно подкопаться, оформляет сразу два талончика — ОСАГО и техосмотра от ЗАО «Техосмотр», на что уже было много жалоб в РСА. «Такая торговля талончиками будет набирать обороты, если ее вовремя не пресечь», — говорит Дубенский.

Константин Байков поставил вопрос о возможности регресса к участнику ДТП, который не прошел техосмотр должным образом — нет ли здесь «подводного камня»:  после страховой выплаты заставить клиента возместить эту сумму, задним числом сочтя талон ТО «выписанным на коленке», без проверки? Представители страховых компаний считают такой вариант нереальным — с их точки зрения, сама процедура исключает такие неприятности.

Пришедших на мероприятие журналистов больше всего волновал основной вопрос: по мнению некоторых из них, как до нового закона, так и сейчас коррупция неискоренима, поэтому практика «покупки» техосмотра все-таки осталась. Как ее искоренить?

Одновременно ведущий петербургского круглого стола Константин Байков задается другим вопросом: будет ли страховаться ответственность станций техобслуживания? Сейчас страхуются случаи, когда автомобиль был поврежден на самой станции, но варианты страхования ответственности за неправильный или недостаточный техосмотр отсутствуют.

В любом случае, и в этом мнении сходятся эксперты страхового рынка, «договариваться» с несколькими независимыми друг от друга людьми на предмет нечестной покупки талона техосмотра сейчас становится намного сложнее, что дает надежду: коррупции будет меньше, а безопасности на наших дорогах больше. Уменьшается также количество бюрократических «рогаток» для граждан. (На это обратила внимание Анна Трифонова — начальник отдела по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала страховой компании «Мастер-Гарант». В связи с часто задаваемыми вопросами она также уточнила, что таких продуктов, как каско и «Грин-кард», нововведения вообще не касаются, их приобретение не имеет каких-то дополнительных обременений.)

Этому позитивному процессу способствует также усовершенствование системы контроля за проведением техосмотра, которое постепенно происходит: так, уже фактически невозможно, как прежде, пройти «техосмотр», даже не привозя машину на станцию. Это и фотофиксация, и система учета талонов, и многие другие факторы, включая жесткие санкции к станциям-нарушителям.

Не отрицая отдельных моментов «российской специфики», страховщики сходятся в  том, что новая система предлагает многообразие различных инструментов (от административных до финансовых) для обеспечения результата: вывода на наши дороги исправных автомобилей.

 

Материал подготовлен по итогам «круглого стола» на тему «Нововведения в закон о техосмотре и ОСАГО — сложности и подводные камни для автолюбителей», прошедшего в рамках проекта «Медиа-среда» 18 января 2012 года в Санкт-Петербурге и Москве. Проект существует с 2006 года. Он осуществляется PR-агентством Shadursky Promotion совместно с НП «Страховой информационно-аналитический центр».