Фамильная черта автомобилей "Subaru" - оппозитные двигатели. У них этакий "приплюснутый" вид, поскольку цилиндры расположены в одной плоскости. Поршни двигаются по горизонтали, навстречу друг другу, словно кулаки двух боксеров. Поэтому такие моторы называют "boxer". Подобная компоновка позволяет оптимально уравновесить двигатель и существенно снизить центр тяжести автомобиля. А люди, понимающие толк в звуке мотора, ценят "боксеров" за их неподражаемое урчание.

На "Legacy" устанавливались четырехцилиндровые двигатели "EJ 20" объемом 2,0 и "EJ 25" - 2,5 литра. (На "Аутбэках" 2,5-литровый мотор шел как базовый.) Первый развивает 125 "лошадей". Это обеспечивает неплохую динамику для спокойного вождения, но для энергичной езды такой мотор, пожалуй, слабоват. Если вы любите поддать газу и азартно "облизывать" виражи, стоит предпочесть 156 сил 2,5-литрового двигателя. Между прочим, топлива он расходует лишь немногим больше, чем двухлитровый мотор.

Двигатели идентичны по конструкции, надежны и долговечны - при грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании ходят более 300.000 км. 2,5-литровая "четверка", стоявшая на предыдущем "Legacy", была склонна к перегреву. На третьем поколении модели, о котором мы рассказываем, японцы решили эту проблему, применив одновальную схему в каждой головке блока механизма ГРМ (вместо двухзальной у предшественника) и внеся еще ряд усовершенствований.

Автомобили 1998-го - начала 1999 года выпуска с 2,5-литровыми двигателями все же иной раз подводили своих владельцев. В летнюю жару, когда машина стояла, например, в "пробке" или перед светофором, мотор, работавший на холостых оборотах, сбоил и мог заглохнуть. То же самое случалось при сбрасывании оборотов в момент отключения кондиционера. Японцы оперативно внесли необходимые изменения в систему управления двигателем. Модернизированный электронный блок на гарантийных автомобилях устанавливали бесплатно.

Что касается расходных материалов, то, кроме масла и фильтров, чаще всего придется менять свечи с платиновыми электродами ($20), которые на нашем бензине выдерживают не более 25.000-30.000 км, хотя в принципе их ресурс составляет 100.000 км. Применение обычных свечей зажигания недопустимо. Воздушный фильтр рассчитан на 50.000 км пробега, но российские условия опять-таки сокращают этот срок до 20.000. Зато ремень ГРМ выхаживает положенные ему 100.000 км. Но если вы приобрели машину с близким к этой цифре пробегом, лучше сразу поставить новый ремень ГРМ ($117-130 в зависимости от модели), иначе потом, возможно, придется менять старый вместе с загнутыми клапанами. Заодно с ремнем надо обновлять и ролики, которых в моторе четыре штуки. Они обойдутся еще в $140.

Со второй половины 2000 года на "Outback" появился новый мотор с шестью цилиндрами (напомним, все остальные субаровские "боксеры" имеют четыре цилиндра). Трехлитровый "EZ 30" мощностью 209 сил сочетался лишь с автоматической коробкой передач. Полностью уравновешенная оппозитная "шестерка" проявляла в российских условиях не только выдающиеся динамические характеристики, но и вопиющую капризность. Самые ранние версии "Outback Н6 3.0" отказывались заводиться уже при девятиградусном холоде. Опережая европейские экологические требования, японцы зажали мотор по нормам токсичности "Евро-4", и легких фракций бензина не хватало для воспламенения топливной смеси. Впрочем, оперативно внесенные изменения в программное обеспечение блока управления двигателем сделали его вполне "морозостойким".

В отличие от "четверок", в приводе газораспределительного механизма трехлитрового мотора используется не ремень, а "долгоиграющая" металлическая цепь.

Все "боксеры", о которых здесь идет речь, не имеют гидрокомпенсаторов - клапаны регулируются шайбами. Для этого надо снимать двигатель, так что процедура получается не из дешевых - около $600-700. Ее рекомендуется производить каждые 160.000 км. Впрочем, как показывает практика, двигатели легко преодолевают этот рубеж, и регулировка может подождать до капитального ремонта самого мотора.

Как и у всех иномарок, моторы "Legacy" и "Outback" в наших, далеко не тепличных, условиях эксплуатации подвержены перегревам. Чтобы обезопасить себя от этого, надо взять за правило заправляться только 95-м бензином. Каждые 50.000 км менять охлаждающую жидкость и каждый год (хотя бы весной) - очищать радиатор. Это особенно важно для 2,5-литрового мотора. К слову, на фирменном сервисе "Subaru" на машинах постоянных клиентов радиатор чистят бесплатно.

Что касается типичных для всех моторов "болезней", то сервисмены при диагностике периодически обнаруживают, что вышел из строя тот или иной датчик (массового расхода воздуха, оборотов холостого хода и т.д.). Их замена не слишком облегчает бумажник владельца - цены варьируются примерно от $10 до $80. Помимо всего прочего, при пробеге около 100.000 км желательно промыть клапан холостого хода. Загрязненность его проявляется "плаванием" холостых оборотов. Вот, пожалуй, и все.