Возможно, для крупных клиентовфедеральные фирмы и агрегаторы – это максимально выгодное предложение: заказалгрузоперевозку, отследил по трекеру расположение груза, получил его вобозначенный день. Но при возникающей монополии, убытки могут понести региональныетранспортные компании и клиенты, которым нужны индивидуальные предложения илиперевозки на короткие расстояния.

Оценивая сегодняшнееположение малого и среднего бизнеса, можно увидеть, что региональныхгрузоперевозчиков «выдавливают» из рынка. Рост цен на ГСМ, увеличение налогов –это проблемы всех предпринимателей. А вот «Платон» касается исключительногрузовых перевозок автомобильным транспортом. Сейчас стоимость системы дляодной единицы транспорта в период с 3 июля 2019 г. по 31 января 2020 г.составляет 2,04 руб. за км, затем сумма будет увеличена до 2,20 руб. за км(+7,4%) И если для крупного перевозчика, имеющего большие объемы работ, такоеподорожание станет заметным, но не критическим, то для небольших компаний этобудет серьезный удар по бюджету.

Еще один нюанс, которыйусложняет работу мелких региональных компаний – это законопроект о реестрахгрузоперевозчиков. Да, с одной стороны он направлен на то, чтобы рынок былмаксимально «белым». С другой, сегодняшняя версия законопроекта еще не до концапроработана, в ней есть нюансы, которые требуют корректировки. И если она будетпринята в том виде, в котором есть сейчас, то создаст дополнительную нагрузкуна малый и средний бизнес

В целом же, российскийтранспортный бизнес развивается по двум направлениям.

Первое – это глобализация ивытеснение средних и мелких игроков. К сожалению, приходится признавать тотфакт, что многие региональные компании просто не выдерживают высокие требованиярынка. И, вероятнее всего, в ближайшем будущем процесс глобализации будетнарастать.

Второе направление – этооптимизация расходов: внедрение IT-решений,комбинация маршрутов, сокращение издержек из-за простоя транспорта и повышениеего оборачиваемости. Но подобные схемы, опять же, доступны только крупнымкомпаниям с отлаженными внутренними процессами.

В других странахлогистический рынок также испытывает сложности. Так, например, около 60литовских транспортных компаний были перевезены в Польшу из-за законов,вводимых правительством. В частности, это связано с новыми налоговымиизменениями: теперь сумма налоговых выплат для транспортных компаний в Литвеможет достигать миллиона евро в год. Такая сумма делает работу региональныхфирм просто нерентабельной.

В Турции средние и мелкиеперевозчики столкнулись с проблемой увеличения на 20% тарифа на проезд поплатным автомагистралям.

В Германии с июля этого годаначал работу агрегатор UberFreight,который составил серьезную конкуренцию как местным онлайн-сервисам, там инебольшим компаниям-грузоперевозчикам.

Как же в такой непростойситуации сохранить бизнес небольшим транспортным компаниям, занимающимсяперевозкой грузов? Наиболее перспективных вариантов развития, на мой взгляд,два.

Первый – это акцентированиеработы на региональном рынке. Крупные игроки редко прокладывают логистическиемаршруты через небольшие развивающиеся города и поселки городского типа. Атакже составление комбинированной системы доставки (например, авиа,железнодорожная и автомобильная в рамках одного заказа) в максимальноотдаленные регионы. Именно эта ниша может стать залогом успешного развитиямалого бизнеса в сфере грузоперевозок.

Второй вариант – максимальноиндивидуальный подход к каждому клиенту. Если крупные игроки в случаефорс-мажора запускают отработанный сценарий, где грузополучателю приходитсямногократно общаться с представителями техподдержки, клиентской службы, пытатьсянайти ответственного, то небольшие компании могут предлагать сопровождениегруза индивидуальным менеджером, который в любой момент будет на связи и сможетпроконсультировать по поводу состояния груза.

Вероятнее всего, в ближайшиенесколько лет, российский логистический рынок сильно изменится. И если в 2018году стоимостной объем рынка коммерческих автомобильных перевозок в Россииувеличился на 7,7% и достиг 814,9 млрд руб., в этом году, несмотря на снижениегрузовых потоков, можно ожидать рекордной отметки в 872 млрд рублей то в 2020году темп роста грузовых перевозок существенно замедлится, до 3,4% причинойэтому станут как общая экономическая ситуация, так и уже начавшиеся измененияна рынке.

Федеральные компаниипродолжат свое укрупнение, это неизбежный процесс. При этом малым и среднимперевозчикам не стоит стараться конкурировать с ними. Им надо разрабатыватьсобственную нишу, ориентированную на короткие расстояния, индивидуальный подходи максимально гибкие условия. На мой взгляд, именно такая форма работы позволитим сохранить свой бизнес при все более наступающей глобализации.

Автор:Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов