В России наибольшее количество вредных выбросов выделяется предприятиямитеплоэнергетики (ТЭС и котельными). Второе место по масштабам выбросов вредныхвеществ в атмосферу в РФ занимают предприятия чёрной и цветной металлургии.Автотранспорт вместе с объектами химической и целлюлозно-бумажнойпромышленности располагаются на третьем месте в списке ключевых источниковзагрязнения воздуха в России. Однако, города-миллионники выбиваются из общейэкологической картины. В них ситуация та же, что и в западных мегаполисах: долязагрязнения автотранспортом составляет 70-80% от совокупного количества выбросов вредных веществ ватмосферу. Наибольший урон выхлопные газы автомобилей наносят экологииМосквы, Санкт-Петербурга, Самары, Назрани, Нальчика, Элисты, Краснодара,Ростова-на-Дону, Ставрополя, Сочи, Воронежа и Калуги. Возглавляют рейтинг самыхгрязных городов России Братск, Красноярск и Липецк.

195 стран мира объявили, что дажеусилия каждого человека по сокращению вредных выбросов в атмосферу вероятнеевсего не смогут препятствовать катастрофическому потеплению на планете. Именнопо этой причине на мировом климатическом форуме ряд стран приняли решение к2050 году полностью отказаться от использования автомобилей с традиционнымидвигателями внутреннего сгорания. Доля влияния автотранспорта наглобальный климат на планете по данным ООН составляет на сегодняшний день 25% ив ближайшем будущем увеличится еще на 5%.

Основными причинами загрязненияатмосферы автотранспортом являются крайне низкое качествотоплива, устаревшие отечественные машины, пробки и заторы на дорогах. На данныймомент в России действует стандарт «Евро-5», однако в 2019 году его планируют повыситьдо «Евро-6». Помимо этого необходимо постоянно совершенствовать моделидвигателей и снабжать выхлопные трубы нейтрализаторами, использовать экологичные виды топлива.

Во многих городах мира уже началсяпроцесс отказа от автотранспорта. Такие города как Хельсинки, Мадрид,Гамбург и Париж прорабатывают частичный запрет на движение машин в центре. Напримерв Нью-Йорке уже ограничено присутствиетранспортных средств на Таймс-сквер, также и на нескольких крупныхулицах Сан-Франциско. Тем не менее год назад автомобилистов, готовых отказатьсяот личных авто, было всего 5% , а сегодня их доля возросладо четверти (25%). Среди тех, кто ежедневно пользуется личным автомобилем,доля ниже — 19%, а среди тех, кто садится за руль всегонесколько раз в неделю, гораздо выше (42%).

Людиотказываются от использования личного транспорта по различным причинам: слишкомдорогой бензин, страховка, высокие налоги. Именно это, а также экономическоестимулирование покупки электромобилей, позволит в скором времени сократить количествоне экологичных авто в мире.

Частичный отказ от автомобилей с ДВС (двигателем внутреннегосгорания) может быть реализован и за счет появления более новых автономных двигателейс нулевыми выбросами. Автомобильс нулевым уровнем выбросов является транспортным средством, которое невыпускает выхлопной газ из бортового источника энергии. Норвегия лидирует поколичеству транспорта такого класса – в 2019 году уже былопродано 58,4% электрических и водородных машин от общего числа автомобилей.Правительство скандинавской страны планирует полностью отказаться от авто с ДВСк 2025 году. К концу текущего года в России появится Zetta – автомобиль снулевыми выбросами. Пока данная модель находится на этапе тестирования, однакостарт продаж намечен на зиму 2020 года. Кроме того на саммите ООН по климату,Европа, Япония и США договорились, что к 2030 - 2050 годам они готовы полностьюотказаться от использования автомобилей с двигателями внутреннегосгорания.

Встранах Европы уже давно активно развивается концепция городов без машин. Притаком устройстве городского пространства предпочтение отдается альтернативнымвидам транспорта. Для этого в городах организуются велодорожки, создаетсясоответствующая инфраструктура, например, парковки, автоматы для подкачкиколес, общественный транспорт оборудуется креплениями для перевозкивелосипедов, в случае, если нужно добраться из одного конца города вдругой. Эта концепция отражается и на архитектуре. Создаются дворы безмашин. В них все парковочные зоны вынесены за пределы двора или под землю, асам двор используется исключительно как рекреационная зона. Также парковкиубираются с главных улиц, чтобы не отвлекать внимание от архитектуры и другихобъектов, имеющих значение для горожан. Отказ от личного транспорта — непростая задача. Особенно для тех кто работает далеко от дома или должен,например, отвозить детей в школу или куда-то еще. Но помимо экологии естьнесколько причин пересесть наобщественный транспорт: например,экономия денег и времени на содержание и обслуживание авто, улучшение здоровьяблагодаря пешему или велосипедному передвижению.

Человечествоне готово к резкому отказу от автомобилей с ДВС (двигателем внутреннего сгорания)в пользу электромобилей. В то же время первые шаги к широкому внедрениюэлектромобилей в повседневную жизнь уже сделаны. Точка невозврата пройдена, и скаждым годом на дорогах будет появляться все больше и больше автомобилей наэлектричестве. И судя по вниманию правительства к этой отрасли, Россия вближайшее время выйдет из числа отстающих стран.


Независимыйэксперт транспортной отрасли Алексей Тузов