Внашей стране это обсуждается уже давно, но только сейчас законопроект былдоработан. Теперь, чтобы получить права людям, не планирующим работатьводителем профессионально, нужно пройти только один упрощенный экзамен. Длялюдей, чья профессия связана с вождением, необходимо будет пройти экзамен в дваэтапа, а также каждые пять лет проходить переподготовку.

Обучениеводителей-любителей будут проводить образовательные организации по программам специальной подготовки.Автошколы не будут получать лицензий и контролироваться ГИБДД, как это было с2010 по 2013 годах. Сейчас порядок сдачиэкзамена и выдачи прав регулируется правоохранительными органами, а количествоДТП по вине начинающих водителей снизилось на 59%. Для профессиональныхводителей троллейбусов или трамваев нужно проходить экзамен в два этапа, а длядоступа к спецтранспорту, такому как кареты «Скорой помощи» или пожарныммашинам, достаточно получить права любителя после прохождения подготовки испецкурса.

Этотзаконопроект упростит процесс получения прав для новичков, которым нуженавтомобиль в личных целях. Сейчас система подготовки подразумевает изучение нетолько основ, но теории для профессиональных водителей. Эта информация не нужнав большинстве случаев тем, кто не будет водить спецтранспорт. В тоже время, дляпрофессионалов задача усложнилась. Вместо того, чтобы пройти экзамен, один раз,придется сдавать его два раза, а потом проходить переаттестацию каждыенесколько лет.

Приэтом положения законопроекта не будут распространяться на водителей транспортныхсредств, которые предназначены для ликвидации пожаров, скорой медицинскойпомощи, аварийно-спасательных служб или принадлежат Вооруженным силам РФ, атакже на водителей, чье авто, зарегистрировано в другой стране.

Обучениеводителей-профессионалов по-прежнему будет считаться образовательным процессом,им придется улучшить свои знания. Издержки, связанные с дополнительнымобучением, по оценкам разработчиков проекта, составят 1,66 млрд. руб. в год.

Противразделения водителей на любителей и профессионалов выступили представителиГИБДД: там считают, что контроль за уровнем подготовки профессиональныхводителей, который Минтранс предложил возложить на МВД, несет дополнительнуюнагрузку и несвойственные ГИБДД функции. При этом в ГИБДД считают, чтоподготовкой водителей автобусов, грузовиков, таксомоторов должны заниматься неавтошколы, а специализированные организации. Кроме того, существуетвероятность, что обучение вождению вообще будут проводить онлайн, что негативноскажется на результатах практической части экзамена.

Вцелом, сама реформа имеет место быть, однако нуждается в тщательной проработке,так как даже категорию «любители» необходимо подготавливать ко всем возможнымслучаям на дорогах, чтобы минимизировать риски повышения количество ДТП. Стоитсделать акцент непосредственно на специализированных курсах повышенияквалификации для профессиональных водителей, а для остальных оставитьэкзаменационный процесс без изменений. Эти меры не приведут к увеличению аварийна дорогах, а обучение останется правом только лицензированных школ.

Алексей Тузов, независимый эксперттранспортной отрасли