Процедура эвакуации на территорииРоссии определена ст. 27.12 КоАп, а также подзаконными актами и региональнымипостановлениями. Ситуации, которые могут стать причиной эвакуации зафиксированыв статье 27.13 КоАП РФ, они включают: вождение автомобиля без свидетельства орегистрации ТС, водительского удостоверения; нарушение правил стоянки,остановки или перевозки крупногабаритных опасных грузов; неисправные системыавто: тормозная система, рулевое управление, сцепление и прочие; водитель находилсяв состоянии алкогольного опьянения, отказался от освидетельствования насостояние алкогольного опьянения или употреблял алкоголь после ДТП до приездаГИБДД.

Высокие штрафы и суммы за хранение иэвакуацию автомобиля, способны пробить брешь в бюджете. Стоимость по-разному регламентируется разнымисубъектами РФ и состаляет в среднем 3000 – 5000р за легковые авто ивнедорожники и до 30 000 рублей зв грузовики и негабаритные ТС.

В случае эвакуации авто наштрафстоянку узнать о точном месте его нахождения можно позвонив в дежурную часть ГИБДД по телефону 02 или 112,онлайн на сайте дорожных служб, через подключённоесмс-уведомление об эвакуации или с использованием специального приложения.

В 2017году на штрафстоянки было отправлено 271 тысяч автомобилей, припаркованных вМоскве с нарушением правил. По сравнению с 2015 годом – это на 9% меньше. Всутки количество эвакуаций уменьшилось до 750–800 машин, хотя в 2016 году эточисло превышало 800, а в 2015 году достигало 900 авто в сутки.

Это произошло вопреки значительному расширению в столицезон, где запрещена стоянка. Одновременно с этим на 10–15 % выросло количество новых запрещающих знаков с табличками«Работает эвакуатор». Естественно, уменьшение «фронта работ» вызвало сокращениепоступлений в государственный бюджет. Так, в 2017 году эвакуация принеслаоколо 1 млрд. рублей, а годом ранее эта сумма превышала 1,3 млрд.

Одновременноснизились доходы от хранения автомобилейна штрафстоянке. В 2017году они составили 1,1 млрд. рублей, что на 16% меньше, чем годом ранее.

Незаконная эвакуацияавтомобиля стала одной из самых неприятных проблем, касающихся почтикаждого автомобилиста в крупном городе. Знаки о запрете остановки или парковкинередко расположены так, что их сложно заметить, однако эта проблема не мешаетГИБДД и соответствующим службам массово эвакуировать транспортные средства наспециальные стоянки.

Наиболее часто водителисталкиваются со следующими нарушениями: эвакуация автомобиля при совершенииправонарушения, не указанного в ст. 27.12 КоАП РФ; продолжение задержанияавтомобиля при появлении его владельца или водителя, способного устранитьнарушение; составление протокола «задним числом», с грубыми нарушениями и безознакомления с ним привлекаемого к ответственности лица; составление протоколав отсутствие водителя и понятых, присутствие которых обязательно в таком случае.

Самое главное в случаеэвакуации авто – сохранять спокойствие и не проявлять агрессии к сотрудникамполиции и представителям эвакуационной службы.

Следует зафиксировать вседанные организации, которая осуществляет эвакуацию: ее наименование: номер автоэвакуатора, данные сотрудников полиции,оформлявших протокол (номера жетонов, фамилии, номер служебного автомобиля); объективнонеобходимо провести видеозапись или фото фиксацию факта нарушения. Видеозаписьможет стать основным доказательством, поскольку если на момент появлениявладельца задержанного автомобиля эвакуатор уже начал движение, то эвакуациябудет признана законной. При наличии свидетелей – взять у них контактные номерателефонов.

При незаконной эвакуации увладельца транспортного средства есть два пути: обжаловать само постановление опривлечении к административной ответственности, если вы категорически несогласны с нарушением или обжаловать действия инспектора ГИБДД, составившегопротокол задержания транспортного средства, если нет возражений относительносовершения правонарушения, но есть несогласие с эвакуацией автомобиля.

Если суд вынесет решение в пользувладельца автомобиля, оплаченные средства за эвакуацию и хранение авто на штрафстоянкебудут возвращены. Также можно требовать компенсационные выплаты за причинённыйморальный ущерб.

Однако отсутствие административнойответственности за нарушение порядка эвакуацииавтомобилей должностными лицами создаёт условия для. Речь идёт о работниках компаний, которыеосуществляет эвакуацию автомобилей. За совершение этого правонарушенияпланируется ввести административные штрафы в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.для должностных лиц, и в размере от 5 тыс. до 50 тыс. руб. – для водителейэвакуаторов. Повторное нарушение можетповлечь не только максимальный штраф, но и дисквалификацию на срок от шестимесяцев до одного года. Уточняется, что санкции также планируется применять и вслучаях задержания транспортных средств без копии соответствующего протокола.

Ещё одним шагом в решенииданной проблемы может стать законопроект устанавливающий правило, всоответствии с которым задержание транспортного средства будет прекращатьсянепосредственно на месте задержания при заявлении о наличии необходимых дляуправления ТС документов внутри задерживаемого автомобиля с последующим ихпредъявлением. Необходимость такого нововведения аргументируется возникновениемситуаций, когда транспортные средства перевозят на штрафстоянку, несмотря нато, что лицо, управляющее транспортным средством, появилось при его задержании,но не может предоставить необходимые документы, так как они находятся внутри авто.Это приводит к тому, что автомобиль увозят на штрафстоянку, и водителюприходится забирать его, тратя свои средства, время и нервы.

Учитывая, что действия должностныхлиц и "эвакуаторщиков" превращаются из добросовестного исполнениягосударственных полномочий по предупреждению и обеспечению безопасных условийна дорогах в действия по получению "прибыли", введениеадминистративной ответственности поможет заблокировать негативные тенденции назаконодательном уровне.

Иван Кузнецов, адвокат «Абсолют Лигал»