Этонововведение повысит безопасность движения, исключив человеческий фактор.Система более точно и бесперебойно будет предоставлять информацию оместонахождении кораблей. Но с другой стороны, это порождает безработицу, таккак часть персонала заменит автоматика. Другой фактор – ремонтный персоналдолжен быть очень высокой квалификации. Ведь кроме механики, нужно будетремонтировать электронику, поэтому для сотрудников необходимо будет проводитьобучающие тренинги и курсы. Однако, несмотря на все это, автоматизацияпозволяет упростить управление судном на основе готовых программных решений.Таким образом, теоретически можно использовать экипаж без большого опыта.

Учитываясложнейшие условия навигации в северных морях, от скорости принятия решениякапитаном может зависеть жизнь корабля. Несмотря на все преимущества у автоматизациикораблей есть и недостатки. Так полностью автономными суда не могут быть,установленное оборудование требуют контроля специалистов, например видеокамера,установленная на корабле, не всегда может дать четкое изображение оператору настанции управления, особенно в условиях плохой видимости или при сбоях в связи.В таком случае присутствие на судне квалифицированных сотрудников необходимо,чтобы вовремя заметить опасность и предотвратить ее последствия.

До последнего времени морскойтранспорт не воспринимался как перспективная область применения информационныхтехнологий. Причинами были традиционная консервативность отрасли, долгий циклпроектирования и эксплуатации судов, и, что самое главное, неразвитая идорогостоящая инфраструктура телекоммуникаций, основанная преимущественно наспутниковой связи. В наши дни передача больших объемов данных онлайн сталаосновным критерием эффективности бизнеса.

Но пока выходит так, что морской транспорт остался забортом. Сотни тысяч судов, тысячи морских портов и судоходных компаний,национальные и международные регуляторы, миллионы профессиональных моряков исотрудников, обеспечивающих судоходство и транспортировку, были изолированныедруг от друга в плане обмена информацией. Однако развитие компьютерных систем иIT-технологий и их внедрение в сферу судоходства позволят нетолько наладить эффективный обмен данными между судном и берегом, но и создатьединую информационную сеть, связывающую всех участников и все элементы морскойотрасли. Наиболее перспективное направление применения IT в этой сфере – безэкипажное судовождение. Пилотный проект,главной целью которого является разработка ивнедрение технологий дистанционного управления судном, был запущен всфере морского транспорта в конце 2018 года. Результаты внедрения проектадолжны быть к весне 2020 года: создание средствавтоматического и дистанционного судовождения для оснащения существующих судов,результаты их опытной эксплуатации, а также предложения по международномуи национальному использованию, внедрение нормативно-правовой основы работысудов и морской техники с высокой степенью автоматизации. Преимуществамибезэкипажного судовождения являются повышение безопасности судоходства и уменьшениечисленности экипажа на борту или усовершенствование существующей традиционнойсистемы управления судами. Экипаж получает вовремя информацию для принятиярешений и поддержку со стороны квалифицированного берегового персонала;судоходная компания получает возможность контролировать все, что происходит насудне, оптимизировать его движение и оперативно влиять на решения;судовладельцы, страховые компании, морские администрации — беспрецедентнуюпрозрачность и достоверность информации о движении и состоянии судов].

Помимо повышенияуровня безопасности и исключения человеческого фактора при управлении,внедрение системы беспроводного управления выгодно благодаря удешевлениюконструкции судна, увеличению вместимости и сокращению операционных расходов наэкипаж.Внедрение массового глобального использования безэкипажных судов займётнесколько десятилетий: сначала компании будут использовать суда сдистанционным управлением и сокращенной численностью экипажа, затем появятсяполностью автономные суда

Полностью беспилотный экипажныйкорабль, скорее всего, пока создать не получится. Однако уже сейчас вэкспериментальной версии существенно уменьшилось количество персонала, так каксистемы навигации работают автономно в режиме автопилота. Но для каждого такогосудна нужна ремонтная бригада – высокая автоматизация судна, увязка с системахГЛОНАСС и GPS требует тщательной проверки и специализированных сотрудников дляоперативного устранения неполадок.

Независимыйэксперт транспортной отрасли Алексей Тузов