Автор:Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли

Согласно задумке, стоимость проезда вобщественном транспорте в часы пик, когда люди едут на работу или, наоборот,возвращаются домой, будет выше, чем в дневные часы. Предполагается, что такаямера позволит снизить пассажиропоток в утреннее и вечернее время, а такжесэкономит деньги тем, кто пользуется общественным транспортом днем.

В2018 году от Министерства транспорта России поступило предложение о введениидифференцированных тарифов на проезд в общественном транспорте. Внедрять проектпланируется постепенно: динамичные тарифы сначала появятся в регионах, а затеми в Москве.

Какправило, основной пассажиропоток приходится на утренние и вечерние часы, когдабольшая часть людей едет на работу и возвращается обратно домой. Однако любойгорожанин наряду с офисными работниками, служащими, студентами и деловымилюдьми в час пик встречал в вагоне метро или салоне автобуса пенсионеров, мам сколясками, подростков. Из-за огромного количества людей, которые ежедневнопользуются автобусами или метро, так как не имеют личного автомобиля, иногданевозможно зайти в вагон людям, которые вынуждены ехать в час пик в силуопределенных неотложных обстоятельств (например, на работу и учебу). Такаяпроблема чаще всего наблюдается в самых плотно населенных районах города, атакже в тех его частях, где обострена проблема транспортного обеспечения.Например, в утренние часы, чтобы элементарно попасть в вагон метро на станции«Выхино» в городе Москве, иногда нужно потратить около 20 мин., это происходитиз-за зашкаливающего пассажиропотока, который концентрируется в этом районе.Рядом со станцией находится ж/д платформа, на которую прибывают электрички изПодмосковья. Помимо этого, в непосредственной близости расположен автовокзал, атакже новостройки, в которых проживает несколько сотен человек.

Вместес этим в дневные часы с 11.00 до 16.00, когда большинство людей на работе,студенты в университетах, а подростки в школах, транспорт курсирует по городуполупустой. При этом имеющиеся ресурсы используются не в полной мере: бензинфактически тратится в пустую, так как, например, за круг поездки автобусомпользуются 3–4 человека; полупустые автобусы создают помехи для движениялегковых автомобилей в пределах города.

Помнению Министерства транспорта России, введение счастливых и несчастливых часовдля проезда в общественном транспорте поможет решить проблему загруженностиобщественного транспорта в часы пик.

Снижениецены на проезд в дневное время и повышение стоимости проезда в утренние ивечерние часы позволит разгрузить общественный транспорт в часы пик от людей, укоторых отсутствует срочная необходимость проезда именно в это время. У женщин,находящихся в декрете, мам с колясками и маленькими детьми, фрилансеров,пенсионеров появится стимул перенести поездку и воспользоваться услугамиметрополитена, автобуса, трамвая или троллейбуса в дневные часы.

Министерствотранспорта предлагает ввести систему дифференцированных цен, схожую с теми,которые уже функционируют в некоторых европейских странах. Например, вЛондонском метро стоимость проезда по будням в часы пик (с 6.30 до 9.30 и с16.00 до 19.00) составляется £8,4, что в перерасчете на российские рублиприравнивается к 712 руб. В остальные же часы проезд стоит £7 (592 руб.).Стоимость проезда в незагруженные часы суток снижается на 17%. При введениитакой системы у нас в стране, проведя несложные расчеты, можно сказать, чтостоимость проезда в Казанском метрополитене в дневное время составит 21 рубль(при базовой стоимости 25 руб.).

Еслиправительство одобрит данный проект, его постепенная реализация начнется в 2019году и продолжится до 2025-го.

Однакомногие жители страны с недовольством восприняли будущее нововведение. Наиболеесильная загруженность общественного транспорта наблюдается именно в часы пик,на утреннее и вечернее время суток приходится около 80% суточной загруженноститранспорта. В связи с этим вагоны поездов и салоны автобусов оказываютсяпереполненными, а проезд от дома до работы становится настоящим мучением.

Большаячасть населения не готова платить за проезд по текущим базовым тарифам, которыеостаются едиными вне зависимости от времени проезда. Если тарифы увеличатся, токоличество людей, желающих проехать без билета, может возрасти. Чтобы внедрениесистемы дифференцированных цен прошло успешно, власти городов, в которыхпредполагается введение динамичных тарифов, должны позаботиться об улучшенииусловий проезда, например, запустить дополнительные единицы общественноготранспорта в особенно загруженные часы.

Нарядус увеличением случаев безбилетного проезда, существует вероятность того, чтопроект по внедрению дифференцированных тарифов не принесет желаемыхрезультатов, в связи с чем цены на проезд не понизятся, а будут толькоповышаться (как это происходит практически каждый год в связи с инфляцией).Такая динамика, скорее всего, приведет к массовому недовольству срединаселения.

Таккак на данный момент проект находится на стадии разработки и правительство неутвердило его внедрение, говорить о каких-то выводах рано. Стоит отметить, чтомногие эксперты считают введение дифференцированной шкалы цен на проезднецелесообразным решением. Содержание городского транспорта, особенно в крупныхгородах, редко окупается в полной мере за счет денежных средств, уплачиваемыхза проезд. При введении динамичных тарифов количество людей, которые пользуютсяобщественным транспортом сейчас, сократится, либо безбилетных пассажиров станетв несколько раз больше. Но абсолютно точно можно сказать, что увеличениестоимости проезда в час пик однозначно отразится на негативных настроениях вобществе.