Участникамиэксперимента являются Минпромторг России и МВД России (собственники беспилотныхавто и испытательная лаборатория). В качестве испытательной лабораторией дляоценки соответствия требованиям безопасности беспилотных автомобилей былопределен Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторныйинститут «НАМИ».

Каковыцели и задачи эксперимента?

Целямии задачами, прописанными в документе, являются апробация движения беспилотногоавтомобиля по автомобильным дорогам общего пользования; определение фактическихзначений качественных и количественных характеристик автоматизированной системывождения; определение фактической эффективности работы автоматизированнойсистемы вождения. Кроме того, эксперимент нацелен на подтверждение возможностиэксплуатации таких автомобилей на автомобильных дорогах общего пользования ивыработка технических требований к автоматизированной системе вождения дляразработки технических регламентов и документов по стандартизации.

Чиновникисчитают, что эксперимент и его результаты позволят выработать правила дорожногодвижения, а точнее изменения в них, а также создать условия для развитиятехнологии в сфере городского транспорта, развития беспилотного движения вжелезнодорожном сообщении, в сфере использования летательных аппаратов и всфере логистики.

Восколько обойдется этот эксперимент?

Реализоватьпостановление Д. Медведев поручил в пределах установленной предельнойчисленности работников центрального аппарата и территориальных органов власти ибюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующимфедеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфереустановленных функций.

Какдолго он будет проводиться?

Согласнодокументу, срок проведения эксперимента – с 1 декабря 2018 года по 1 марта2022-го.

Ктобудет участвовать в эксперименте?

Вовремя анонсирования эксперимента зампред правительства Максим Акимов заявил,что в декабре на улицы городов выйдет более 100 автомобилей. «Во всехавтомобилях будет находиться опытный пилот-инструктор, способный остановитьтранспортное средство в случае непредвиденных обстоятельств», – пояснил он.

Покаким именно дорогам поедут беспилотники и по каким маршрутам, ни вМинпромторге, ни в МВД в ответ на запрос РЖД-Партнера не уточнили.

Приэтом Д. Медведев подчеркнул, что это все-таки беспилотная эксплуатация в томсмысле, что во время движения водитель не прикасается к управлению автомобилем.И в этом смысле это в чистом виде то, что называется беспилотным транспортом.

Согласнопостановлению, собственником беспилотного автомобиля является юридическое лицо,которому на праве собственности принадлежит такой автомобиль и котороеучаствует в эксперименте добровольно.

Водительвысокоавтоматизированного транспортного средства – физическое лицо, находящеесяво время проведения эксперимента на месте водителя беспилотного автомобиля. Онактивирует автоматизированную систему вождения и контролирует движение этоготранспортного средства в автоматизированном режиме управления. Кроме того,осуществляет управление в ручном режиме.

Ктобудет ответственен, если беспилотный автомобиль нарушит ПДД?

Согласнопостановлению, собственник высокоавтоматизированного транспортного средстванесет ответственность за дорожно-транспортные и иные происшествия наавтомобильных дорогах РФ, произошедшие с участием принадлежащего емувысокоавтоматизированного транспортного средства при проведении эксперимента,при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения,приведших к данному дорожно-транспортному или иному происшествию на автодороге.

Когдастанут известны результаты эксперимента?

Итогиэксперимента будут подводиться раз в полгода, помимо онлайн-мониторинга. Естьнадежда, что уже через полгода от начала эксперимента будут предложения покорректировке нормативной базы и, соответственно, техрегламентов, которыетребуются для дальнейшего развития.

Чтооб эксперименте думают эксперты отрасли?

Независимыйэксперт IT-отрасли Павел Терентьев считает, что запуск беспилотного транспортана дорогах общего использования с 1 декабря 2018 года вполне реален.

«Решениеглавы кабмина РФ было основано на том, что подобные проекты успешно реализуютсяв других государствах. Есть подобный опыт и в нашей стране: беспилотное такси,разработанное российскими компаниями, уже курсирует по «Сколково» и«Иннополису», – говорит он и добавляет, что пока что можно говорить все-таки нео полностью беспилотном транспорте, а о высокоавтоматизированных транспортныхсредствах. Так как в автомобиле в любом случае будет находитьсяквалифицированный инструктор-пилот, который сможет его остановить в любойвнештатной ситуации. Но в то же время можно говорить о полностью беспилотнойэксплуатации транспортных средств в рамках эксперимента, потому что управлениеавтомобилем будет производиться в автоматическом режиме, без непосредственногоучастия водителя.

«Ореальности внедрения беспилотных автомобилей на дорогах России свидетельствуети тот факт, что в нашей стране есть целый комплекс технологий, способныхобеспечить нормальное функционирование навигационных систем, искусственногоинтеллекта, технического зрения и лидаров (оптические датчики для световогообнаружения и определения расстояния до объектов на дороге) беспилотников», –поясняет П. Терентьев.

Помнению эксперта, эксперимент внесет свой вклад в техническое развитие страны.Его дальнейшее применение поможет выработать изменения в ПДД, которые сделаютиспользование беспилотных транспортных средств более безопасным. «Также будетразработано положение об автоматизированной системе вождения, котороеопределит, кого можно будет считать собственником беспилотного транспорта. Этопоможет определить уровень ответственности за возможное причинение ущербабеспилотным автомобилем и регламентировать порядок его эксплуатации на дорогахобщего пользования», – подытоживает он.

Управляющийпартнер компании «Качкин и Партнеры», руководитель практики по инфраструктуре иГЧП VCard Денис Качкин отмечает, что запуск эксперимента в целом отражаетглобальный тренд в развитии умного транспорта. «Не секрет, что другиегосударства уже весьма преуспели в испытании прежде всего грузовогобеспилотного транспорта. Вопрос в том, какую роль в этом новом сегменте рынкастремится занимать Россия: очевидно, что конкурировать с мировыми автопроизводителямив части создания беспилотников мы сегодня не в состоянии, но подготовитьсоответствующую инфраструктуру и разработать подходы и требования кэксплуатации на наших дорогах высокоавтоматизированных транспортных средств мыпросто обязаны», – говорит он.

Д.Качкин добавляет, что меры по созданию благоприятной среды для эксплуатациибеспилотного транспорта необходимо принимать уже сейчас, чтобы быть готовыми кего массовому приходу в жизнь, который ожидается уже в ближайшие 5–7 лет.«Сроки сжаты, особенно с учетом наших суровых погодных условий, снежныхзаносов, скрывающих разметку и дорожные знаки, и невысокого качества дорожногопокрытия. Все эти факторы в совокупности предполагают, что внедрениесовременных беспилотных технологий на наших дорогах будет происходить сложней идольше, чем в Европе или Китае, например», – отмечает он.

Приэтом с осторожностью к эксперименту с беспилотными автомобилями на дорогахобщего пользования в сегодняшних условиях относится эксперт комитета потранспорту «ОПОРЫ России» Сергей Кумбарули.

«Инновацияпредполагает ряд преимуществ перед привычным транспортом, управляемым человеком– так, например, не требуется соблюдение режима труда и отдыха, особенно этопривлекательно на длительных расстояниях. Но тут же возникает другой вопрос:насколько такой вид транспорта безопасен на дорогах. Между тем сами технологиинужны, в этом направлении требуется развитие, беспилотные самолеты у нас ужелетают», – делится эксперт своим мнением.

С.Кумбарули подчеркивает, что необходимо время, чтобы понять, как это работает,отладить процесс, настроить навигационное оборудование, подготовитьтранспортную инфраструктуру, привести дороги к нормативному состоянию. «Покабеспилотные автомобили не функционируют на дорогах ни в одной стране мира, нонад проектами по реализации работают и в Европе, и в США, и в Корее.Эксперимент требует больших денежных вливаний, стоит ли он того, чтобы быть нампервыми в этой сфере», – считает он.