Автор:Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли

Вначале осени в Москве состоялся запуск транспорта нового поколения, работающегона электрическом двигателе. По задумке правительства столицы, использованиеэлектробусов позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в мегаполисе.Устаревшие, а также негативно влияющие на состояние окружающей среды дизельныеавтобусы будут в скором времени практически полностью замененывысокотехнологичными и экологически чистыми электробусами. Но так ли удобно ипрактично это нововведение для нынешней Москвы?

Идеяиспользования электрических автобусов в России, которые будут полностьюавтоматизированными, бесшумными и экологически чистыми, появлялась ещенесколько лет назад. Во всем мире также идет активное внедрение и оснащениеобщественного транспорта электробусами. Так, например, по дорогам Китая наданный момент передвигается около 100 000 таких транспортных средств. Эта цифрасоставляет приблизительно 20% от общего числа автобусного парка.

ВРоссии производством электробусов занимаются две ведущие компании в сферемашиностроения — ГАЗ (завод по производству автобусов располагается вЛикино-Дулеве, Московская область) и КамАЗ (производит автобусы в Нефтекамске).Еще два года назад в тестовом режиме электрические автобусы стали передвигатьсяпо дорогам Москвы и ближайшего Подмосковья. Однако в этом году правительствостолицы приняло решение расширить парк электробусов и закупило 200 машин общейстоимостью 12,7 млрд. рублей. Казалось бы, огромная сумма для двух сотенавтобусов, однако в нее включены все расходы по введению в эксплуатацию такоготипа транспорта: обустройство специализированных зарядных комплексов,техническое обслуживание электробусов и сопутствующих систем в течение 15 лет.

Вданный момент электрические автобусы курсируют по 73-ему маршруту троллейбуса,позднее на 25, 36, 42 и 83 маршрутах также будут запущены автобусы новогопоколения. До конца 2018 года планируется организовать движение электробусов по22 районам столицы. В первый месяц запуска (с 1 по 30 сентября) проезд на новомвиде общественного транспорта был для москвичей и гостей столицы бесплатным.Далее стоимость будет равна проезду на любом виде наземного транспорта. Тем неменее, некоторые горожане скептически отнеслись к презентации и введению вэксплуатацию подобного транспорта: они считают бесполезным приобретениедорогостоящего подвижного состава при наличии сетей трамвайных и троллейбусныхпутей. По их мнению, рациональнее было бы развить уже существующие маршрутыдвижения успешно используемого электрического транспорта города.

Действительно,проект затратный. Ведь помимо приобретения самих подвижных составов, необходимаустановка специализированных зарядочных пунктов. Как известно, каждыйквадратный метр земли в столице, а особенно в пределах ТТК, уже выделен подкакие-либо нужды города, либо его аренда обойдется в несколько миллионоврублей. Для того чтобы быстрее окупить проект, Мосгортрансом, вполне вероятно, можетбыть принято решение об увеличение цен на проезд в самом электробусе, а такжена всем наземном транспорте столицы.

Ихотя мэр Москвы отметил, что инновационные электробусы потребляют на 18% меньшеэлектроэнергии чем троллейбусы, но тут важно помнить, что троллейбусы имеютвозможность подзарядки на протяжении всего пути движения, в то время как зарядаэлектробуса хватает приблизительно на 40 км, а далее необходима полная зарядкадвигателя на специализированных станциях, которая длится около 30 минут. Расстояние,которое автобус проезжает без дополнительной подзарядки довольно мало. Этоможет стать ключевой проблемой их использования. Совершив рейс, водителюнеобходимо припарковать электробус около специализированной стойки и соединитьее контакты с пантографом (токоприёмный механизм) автобуса, которыйрасполагается на крыше. При нормальных погодных условиях полная зарядказанимает 20—30 минут, при сильных морозах время зарядки может увеличиться. Всреднем, при полном заряде, автобус может проехать 40 км, однако из-за пробоквозможно снижение запаса хода.

Привсем этом нельзя не признать, что у столичных электробусов есть рядсущественных преимуществ. Они обладают высокой маневренностью, а бесшумный иплавный ход делает поездку очень комфортной. Этот транспорт не имеет ступеней,уровень пола в салоне низкий, внутри автобус оснащен пандусами для удобствапередвижения маломобильных людей. Предусмотрено место для собаки-поводыря,которое помечается специализированным синим кругом. А главной особенностьюэлектробуса стала функция «книлинга».

Водитель,подъезжая к остановке, нажимает кнопку запуска, и инновационный транспорт«накланяется» к тротуару со стороны открытых дверей. Пассажиры, в том числе лицас ограничениями здоровья или с детскими колясками, получают возможность безтруда сесть в кабину электробуса. Салон оборудован системой климат-контроля,навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, а также бесплатнымWi-Fi. Яркие табло позволят узнать следующую остановку, возможность пересадкина другие виды транспорта, температуру воздуха, а также ознакомит пассажиров споследними новостями Москвы. Как и все виды современного московскоготранспорта, электробусы оснащены системами безопасности, а также камерамивидеонаблюдения.

Такили иначе, говорить об итогах внедрения электробусов в столице пока рано —горожане только приспосабливаются к нововведениям и делать предварительныевыводы о целесообразности модернизации автобусного парка и использованииэлектробусов в столице можно будет по прошествии нескольких месяцев (хотя вконце декабря правительство Москвы планирует разыграть тендер на закупку еще100 единиц электробусов).м