Автор: Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли

Согласно задумке, стоимость проезда в общественном транспорте в часы пик, когда люди едут на работу или, наоборот, возвращаются домой, будет выше, чем в дневные часы. Предполагается, что такая мера позволит снизить пассажиропоток в утреннее и вечернее время, а также сэкономит деньги тем, кто пользуется общественным транспортом днем.

В 2018 году от Министерства транспорта России поступило предложение о введении дифференцированных тарифов на проезд в общественном транспорте. Внедрять проект планируется постепенно: динамичные тарифы сначала появятся в регионах, а затем и в Москве.

Как правило, основной пассажиропоток приходится на утренние и вечерние часы, когда большая часть людей едет на работу и возвращается обратно домой. Однако любой горожанин наряду с офисными работниками, служащими, студентами и деловыми людьми в час пик встречал в вагоне метро или салоне автобуса пенсионеров, мам с колясками, подростков. Из-за огромного количества людей, которые ежедневно пользуются автобусами или метро, так как не имеют личного автомобиля, иногда невозможно зайти в вагон людям, которые вынуждены ехать в час пик в силу определенных неотложных обстоятельств (например, на работу и учебу). Такая проблема чаще всего наблюдается в самых плотно населенных районах города, а также в тех его частях, где обострена проблема транспортного обеспечения. Например, в утренние часы, чтобы элементарно попасть в вагон метро на станции «Выхино» в городе Москве, иногда нужно потратить около 20 мин., это происходит из-за зашкаливающего пассажиропотока, который концентрируется в этом районе. Рядом со станцией находится ж/д платформа, на которую прибывают электрички из Подмосковья. Помимо этого, в непосредственной близости расположен автовокзал, а также новостройки, в которых проживает несколько сотен человек.

Вместе с этим в дневные часы с 11.00 до 16.00, когда большинство людей на работе, студенты в университетах, а подростки в школах, транспорт курсирует по городу полупустой. При этом имеющиеся ресурсы используются не в полной мере: бензин фактически тратится в пустую, так как, например, за круг поездки автобусом пользуются 3–4 человека; полупустые автобусы создают помехи для движения легковых автомобилей в пределах города.

По мнению Министерства транспорта России, введение счастливых и несчастливых часов для проезда в общественном транспорте поможет решить проблему загруженности общественного транспорта в часы пик.

Снижение цены на проезд в дневное время и повышение стоимости проезда в утренние и вечерние часы позволит разгрузить общественный транспорт в часы пик от людей, у которых отсутствует срочная необходимость проезда именно в это время. У женщин, находящихся в декрете, мам с колясками и маленькими детьми, фрилансеров, пенсионеров появится стимул перенести поездку и воспользоваться услугами метрополитена, автобуса, трамвая или троллейбуса в дневные часы.

Министерство транспорта предлагает ввести систему дифференцированных цен, схожую с теми, которые уже функционируют в некоторых европейских странах. Например, в Лондонском метро стоимость проезда по будням в часы пик (с 6.30 до 9.30 и с 16.00 до 19.00) составляется £8,4, что в перерасчете на российские рубли приравнивается к 712 руб. В остальные же часы проезд стоит £7 (592 руб.). Стоимость проезда в незагруженные часы суток снижается на 17%. При введении такой системы у нас в стране, проведя несложные расчеты, можно сказать, что стоимость проезда в Казанском метрополитене в дневное время составит 21 рубль (при базовой стоимости 25 руб.).

Если правительство одобрит данный проект, его постепенная реализация начнется в 2019 году и продолжится до 2025-го.

Однако многие жители страны с недовольством восприняли будущее нововведение. Наиболее сильная загруженность общественного транспорта наблюдается именно в часы пик, на утреннее и вечернее время суток приходится около 80% суточной загруженности транспорта. В связи с этим вагоны поездов и салоны автобусов оказываются переполненными, а проезд от дома до работы становится настоящим мучением.

Большая часть населения не готова платить за проезд по текущим базовым тарифам, которые остаются едиными вне зависимости от времени проезда. Если тарифы увеличатся, то количество людей, желающих проехать без билета, может возрасти. Чтобы внедрение системы дифференцированных цен прошло успешно, власти городов, в которых предполагается введение динамичных тарифов, должны позаботиться об улучшении условий проезда, например, запустить дополнительные единицы общественного транспорта в особенно загруженные часы.

Наряду с увеличением случаев безбилетного проезда, существует вероятность того, что проект по внедрению дифференцированных тарифов не принесет желаемых результатов, в связи с чем цены на проезд не понизятся, а будут только повышаться (как это происходит практически каждый год в связи с инфляцией). Такая динамика, скорее всего, приведет к массовому недовольству среди населения.

Так как на данный момент проект находится на стадии разработки и правительство не утвердило его внедрение, говорить о каких-то выводах рано. Стоит отметить, что многие эксперты считают введение дифференцированной шкалы цен на проезд нецелесообразным решением. Содержание городского транспорта, особенно в крупных городах, редко окупается в полной мере за счет денежных средств, уплачиваемых за проезд. При введении динамичных тарифов количество людей, которые пользуются общественным транспортом сейчас, сократится, либо безбилетных пассажиров станет в несколько раз больше. Но абсолютно точно можно сказать, что увеличение стоимости проезда в час пик однозначно отразится на негативных настроениях в обществе.